На фоне глобального экономического кризиса на первом плане оказываются проблемы эффективного ведения бизнеса. Дополнительная нагрузка в виде рисков и неопределенности финансового будущего, которая ложится на управленцев всех уровней, требует навыка работать на результат и уметь выстроить и мотивировать команду, чтобы весь суммарный потенциал реализовывался согласованно, позволяя компаниям достигать поставленных целей и развиваться в этих непростых условиях.
Историческое наследие в области управления
В Советском Союзе большое значение уделялось глубоким профессиональным знаниям, которые сейчас относят к категории «hardskills». Это те профессиональные компетенции, которые можно однозначно проверить на практике. Например, если инженер способен был создавать модели самолетов или военной техники, он, бесспорно, претендовал на карьерный рост, мог возглавить НИИ или КБ. В отсутствии рыночной экономики управленцу не требовалось понимать, как будет продаваться продукт, который он создает, а также, как привлечь инвестиции для новых проектов.
Умение ставить долгосрочные цели и выстраивать стратегию по их достижению тоже не требовалось – нужно было реализовывать желания государства, приказы «сверху». Командная система экономики не способствовала развитию управленческих навыков у локальных руководителей. Прошло целое поколение, более 25 лет с тех пор, как в России зародился рынок с его законами естественного отбора. Но многие предприятия и даже целые территории до сих пор не смогли сориентироваться и жить по законам новой реальности. Процесс перехода от работы в системе госзаказа к сфере B2Bили B2G требует смены парадигмы управления у менеджеров всех уровней.
Экспертное мнение, Владислав Евгеньевич Федотов, руководитель НП «Директориум»:
«На опыте я убедился, что эффективному управленцу, главным образом, необходимы следующие навыки: умение принимать решения; умение создаватьпродуктивные команды; умение принимать удар на себя, не прикрываясь своими подчиненными. Все эти навыки относятся к softskills.»
Экспертное мнение, материалы агентства по подбору персонала высшего звена AmropRussia:
«Опыт предыдущих поколений управленцев, которые придавали значение только hardskills, показывает, какие проблемы при этом возникают: крайне низкая рыночная эффективность предприятий, которая в итоге разрушила всю экономику СССР, высокий уровень бюрократизации и формализмов, отсутствие гибкости в принятии решений. Сейчас в компаниях, которые по-прежнему делают упор только на hardskills, мы видим следующую картину: на втором году работы наёмный менеджмент «утекает» из компании, вместо того, чтобы выходить на наивысший уровень продуктивности».
«Призвать Варяга» - единственный путь?
Распространенный путь становления управленца среднего звена в России: много лет работать в одной компании, постепенно повышая hardskills, дождаться повышения до начальника отдела, затем – подразделения. Просто потому что больше некому. В таких условиях новоявленный менеджер в первые месяцы работы сталкивается с недостатком softskillsи часто вообще сожалеет о повышении. Конечно, многолетнее знакомство с сослуживцами, знание тонкостей и конкретики задач в компании, позволяет руководить с определенной долей эффективности. Но переход в другую компанию на позицию управленца фактически остается закрытым.
Экспертное мнение, Надежда Ляховская, руководитель отдела по связям с общественностью AdeccoGroupRussia:
«После событий 1998 года в России впервые появился спрос на профессиональных руководителей. Владельцы компаний увидели необходимость долгосрочных стратегий для планомерного развития бизнеса. Мы начали перенимать западный опыт управления. Но в Российских реалиях нужна выработка собственных подходов: более гибкая и готовая работать в условиях неопределенности. Управленцы, способные работать в таких условиях – это дорогостоящие и редкие кадры».
Не многие компании решаются на более смелый шаг – найм профессионального менеджера со стороны на позицию начальника отдела и выше. Такое решение непривычно в нашем менталитете и нередко встречается молчаливым сопротивлением рядовых сотрудников, но все же часто становится более удачным и эффективным с точки зрения ведения бизнеса. Менеджер с профессиональным образованием и опытом именно управленческой деятельности, с развитыми softskills, замещая вакансию, занимается именно непосредственными управленческими задачами, делегируя все, что требует hardskills, своим подчиненным. В ситуации повышения по службе кого-то из рядовых сотрудников отдела, высшее руководство не может быть уверено, что сотрудник оперативно переключится от привычной сферы деятельности на управление в полной мере. Особенно это касается сложных инженерных специализаций, где самый опытный сотрудник склонен выполнять наибольшие объемы работ, либо концентрироваться на контроле каждого действия своих подчиненных, вместо того, чтобы обучать подчиненных и стремиться к делегированию.
Есть и еще одна, к сожалению, пока что не очень широко распространённая практика, когда компания занимается целенаправленным обучением своих менеджеров: организует тренинги и выездные мероприятия для управленцев, с целью развивать необходимые навыки на практике, в необычных условиях. Такой подход требует определённых материальных вложений, зато менеджеры, регулярно улучшающие свои навыки управления, могут повышать эффективность работы подотчетных им подразделений, находя новые пути решения проблем и выстраивая удачные стратегии развития.
Экспертное мнение, Владислав Евгеньевич Федотов, руководитель НП «Директориум»:
«Менеджеру необходимо развивать свой эмоциональный интеллект, начиная с повышения личной эффективности, в дальнейшем приходя к осознанному управлению отношениями. Именно это поможет как в построении эффективной команды, готовой работать на результат, так и к взаимодействию с партнерами, инвесторами, высшим руководством компании».
Экспертное мнение, генеральный директор института региональных проблем Дмитрий Журавлев:
«Повышение уровня личной ответственности российских менеджеров является важным направлением развития. Только таким образом возможно повысить качество управления в нашей стране, это касается как сферы бизнеса, так и в равной степени государственного управленческого аппарата в регионах».
Значение эффективного взаимодействия между уровнями управления
Помимо взаимоотношений с подчиненными, управленцу приходится большую часть своего рабочего времени взаимодействовать с верхними уровнями управления. Либо с инвесторами, партнерами и ключевыми клиентами, если он является руководителем компании. Именно в этой среде требуется харизматичность и навык ведения переговоров – не менее важные умениядля руководителя. От умения выстраивать деловые взаимоотношения впоследствии зависит, в каком направлении будет развиваться компания, и сможет ли она развиваться в принципе. Поэтому современные управленцы все больше внимания уделяют развитию softskills.
С этим читают так же: