На днях прочитал одну очень полезную статью от очень хорошего человека. Человека зовут Евгений Галеев, он пресвитер в церкви. Мудрость и жизненный опыт этого человека поражают и его слова цепляют, не оставляют равнодушным.
Представляю вашему вниманию это интервью без изменения как есть.
Всюду навязывают — хватай кредит, бери в кредит, едь в отпуск в кредит! И люди берут, и покупают, и отдыхают. А проходит время
- платят и плачут. Не могут платить — берут новый кредит и снова плачут. По данным госстатистики Республики Татарстан, денежные доходы населения растут с каждым годом, но еще больше увеличиваются расходы. В обществе уже формируется новый слой населения, для которого жизнь в кредит становится привычкой, нормой. Чем это все чревато? Что Библия говорит о кредитах, долгах? Об этих и других злободневных вопросах мы побеседовали с пресвитером церкви «Краеугольный камень» Евгением ГАЛЕЕВЫМ.
— Приходилось ли тебе, как служителю, сталкиваться с людьми, у которых были большие проблемы с кредитами? В чем суть, скажем так, «кредитной истории»?
— Да, внешне это выглядит так — человек для какого-то своего каприза (хотя он так не считает, ведь в современном обществе принято хотеть много) берет кредит на ту или иную покупку. Не взвешивает свои силы, не соотносит размер кредита и уместность покупки, и берет обязательства в кредите, которые теоретически не может нести.
Потом начинает пропускать платежи, быть должным банку, который предоставил кредит. В отношении него начинаются всевозможные санкции, и он вынужден еще брать кредит или перезанимать у знакомых. Знаю несколько случаев, когда люди словно попадали в паутину: были должны нескольким десяткам человек, в паре-тройке банков еще взяли кредиты для того, чтобы погасить платежи. И фактически вся их жизнь свелась к тому, чтобы скрываться от кредиторов (я знаю человека, который из-за подобного был на грани самоубийства).
Еще в 90-е годы одного моего товарища мафиозники запирали за долги в каком-то гараже, потом он скитался по поездам — ну, в итоге это ужасно, страшно.
— Можно ли сказать, что в большинстве случаев непосильные кредиты не были связаны с приобретением предметов первой необходимости?
— Причины разные. В одном случае повлияло тщеславие, на котором моего знакомого развели, пообещав, что он будет директором: купили ему драповое пальто, дорогие туфли, персональную печать и оформили на него кредит — 200 миллионов. А осталось только пальто! И с этого начались его мытарства.
Другой человек купил, по-моему, машину, без которой вполне мог бы обойтись. И здесь другая проблема — современного менталитета
— того, что с нами делают.
— А что именно с нами делают?
— Фактически у людей формируют безудержное, совершенно не оправданное желание потреблять. Реклама, возможность взять легкий кредит, постоянное навязывание того, что это просто, круто, модно, соответствует времени. Словом, навязывается всё то, что в христианстве называется похотями.
Похоть — это желание, за которое надо платить бешеную цену. Кому это выгодно? Производителям товаров, банкам, магазинам. И получается, что на моей похоти, моей распущенности другие люди фактически наживаются. Если я этого не понимаю, то мною просто манипулируют, и я становлюсь жертвой.
— Значит, те люди, которых еще не подсадили на кредитный крючок, должны различать, где приманка. С чего вообще начинается кредитомания?
— Кредитомания начинается не с кредита, а с того, что ты очень сильно захотел вещь, которая тебе не очень сильно нужна и которая не соответствует твоим доходам. Ведь кредит фактически обманывает тебя: ты должен посмотреть — по карману это или нет? Вот, например, ради вещи, которую ты хотел бы купить, будешь откладывать по 10000 ежемесячно? И когда в конце года накопится 120 тысяч, ты ее спокойно приобретешь. Ты можешь это сделать? Если нет, то почему решил, что сможешь выплачивать по 10 тысяч ежемесячно?
— Но ведь на самом деле так — накопить не сможешь, а в кредит возьмешь…
— Но здесь надо развести — не психологически «могу — не могу», «организован — не организован», а, исходя из своего бюджета, ты сможешь? Вначале должна быть чистая арифметика. Теоретически — могу или нет?
— Но ведь люди часто теоретически соглашаясь на кредит, думают, тут подзаработаю, тут сэкономлю, условно говоря, проживу на тысячу рублей в месяц. А на самом деле так не получается…
— Может, этим людям поможет одно правило — никогда не погашай кредит кредитом! Это всё равно, что лечить наркомана наркотиком! Ты влез, ты не рассчитал, ты обманулся, у тебя проблемы, расхлебай их по-настоящему до конца, просто проживи это: с позором, с ущемлением своих расходов, с подработками. Урок будет замечательный — ты потом будешь здравым человеком.
— А что делать тем, которые уже на кредитном крючке, или, как ты говоришь, в паутине кредитов? Что им можно посоветовать?
— Вообще надо осознать серьезность проблемы, которая сродни наркомании. Человек, который попал в паутину кредитов, становится зависимым. Причем зависимым от подобного образа жизни: занимать, обманывать, выкручиваться, любым путем достать дозу денег, чтобы покрыть какую-то сиюминутную нужду или сделать очередной платеж.
— Фактически деньги становятся для него не эквивалентом его работы, как у обычного человека, а чем-то другим…
— Для него деньги — это доза. И я читал, что, согласно медико-психологическим исследованиям, состояние человека, попавшего в кредитные сети, очень похоже на поведение наркомана. Без очередной героиновой или кокаиновой дозы у наркомана начинаются ломки. Так же и у кредитомана — он опять ищет очередной транш, платеж, и когда его нет, то у него состояние, схожее с ломками: депрессия, абсолютная неадекватность, ложь. Причем он лжет искусно, талантливо, ведет себя изворотливо, может верить сам, что деньги нужны для спасения жизни, и люди ему верят и дают.
— Каким может быть выход?
— Только комплексным. Во-первых, человек должен вверить себя кому-то, кто сможет ему помочь. Как наркоману одному практически невозможно выйти из зависимости, так и человеку, который здорово влип в кредиты.
Для начала такому человеку нужно решиться рассказать всё, как есть, потому что такие люди путают правду и вымысел. Это своего рода исповедь — написать на бумаге всё: кому и сколько должен. И когда человек посмотрел правде в глаза, надо начать клубок распутывать. Дальше разные могут быть пути, но чтобы человек вылез, он должен быть предельно искренним, потому что воля бывает подавленной.
— Вообще много людей, которые в той или иной степени поражены такой болезнью?
— Сложно сказать, это как с наркоманией. Если посмотреть соотношение наркоманов и не наркоманов, то последних, конечно же, больше. Если посмотреть тенденцию (именно она пугает), то, конечно, многие оказываются в подобных ситуациях. Причем, люди социально адекватные перебаливают этим как гриппом — берут кредиты неразумные, пожинают какие-то проблемы, и к этому у них вырабатывается иммунитет. И когда потом им на глаза попадаются предложения легкого кредита, письма счастья, они четко понимают, что опять могут попасть в сеть! Но немало людей, которые не способны сделать подобные выводы.
— Есть ли в Библии однозначное отношение к кредиту?
— Как такового понятия «кредит» в Библии нет, но однозначно говорится про долг и про то, чтобы не давать деньги в рост.
Долг считался признаком проклятья, несвободы, того, что человек не нашел свою меру. Ведь почему человек оказывается в долгах? Он замахивается на тот образ жизни, на те приобретения, покупки, до которых личностно не дозрел, и они переворачивают его психику, жизнь.
— Что значит — личностно дозреть?
— Возьмем, к примеру, взрослого человека, который работает, получает по 15 тысяч, адекватен, знает, что нужно питаться ему, его детям, платить коммунальные платежи, делать необходимые покупки. То есть деньги — средство жизни, но они не становятся для него целью. Жизнь состоит из другого — это профессия, призвание, близкие люди, какие-то ценности. А если подросток получит в свои руки 15 тысяч, они станут для него искушением, и вряд ли он их здраво потратит.
— Не потому ли мода на кредиты особенно популярна в молодежной среде?
— Например, когда я был студентом, точно знал: чтобы что-то себе купить, надо поехать в стройотряд. А когда у меня появилась семья, и нужно было ее содержать, пошел работать охранником. Все деньги были заработаны, никаких кредитных возможностей не было.
А сейчас родители готовы потакать капризам ребенка, таким образом, подготавливая его характер для кредитной жизни. Дети могут шиковать, менять телефоны, машины, а папа и мама будут всё покрывать. А когда взять у них будет нечего, молодой человек пойдет в банк. А банк злее, чем мама с папой…
— Просматривается некая зависимость: если я эти деньги заработал, то сумею их адекватно потратить, а если не заработал, то есть вероятность, что разумно потратить не сумею.
— Проблема в том, что потребление становится целью. Ведь болезнь современного общества — потеря смысла жизни, а когда этот смысл не понятен человеку, то покупка самого лучшего телефона или машины может стать целью. Снова и снова делать ремонт тоже может стать целью, хотя, по сути, жилище — это средство, телефон и автомашина — также средства. Поэтому глобальная потеря смысла жизни и ориентиров приводит к тому, что потребление становится единственным заменителем. Такой психологический и духовный феномен.
— В этом году в службе судебных приставов республики на исполнении более 470 тысяч исполнительных производств на общую сумму взыскания свыше 46 млрд.рублей! Львиная доля — задолженность жителей Татарстана перед банками. Если так будет продолжаться, что нас ждет?
— Скорее всего, финансовый кризис. Если опять проводить параллели с наркоманией, то общество только тогда стало решать эту проблему, когда осознало, насколько страшная это беда. Потом уже стали просвещать, появилось много реабилитационных центров, различные виды помощи — психологическая, медицинская. Но о происходящем с кредитами пока молчат. Проблема же такова, что о ней нужно много говорить.
— Может, и реабилитационные центры должны появиться?
— Может быть! Ведь те два случая, о которых я упоминал выше: тому и другому человеку не мешало бы куда-нибудь выехать. Помню, с одним из них мы разговариваем, прописываем его шаги, но он выходит на контакт через раз и делает каждый шаг по-своему. Например, приходит радостный, со словами: «Я покрыл очередной платеж, всё нормально! Я другой кредит взял»! Как же так? Но человек смотрит сквозь тебя, и становится понятно, что он неадекватен, несвободен. Может, и неплохо было бы его подержать в реабилитационном центре.
Другой вопрос — для выплаты кредитов надо работать, дисциплинировать свои траты, а в деревне это невозможно. Это должно решаться в реальной жизни — нужно привести дела в порядок.
Помощь попавшим в кредитные сети нужна, но какая — это вопрос.
С этим читают так же: