Правда об издательском бизнесе или Как издать книгу?




362_1722bКто из начинающих копирайтеров не мечтает стать популярным писателем. Чего уж греха таить, я сама признавалась в своей статье «Нужно ли выкладываться, когда пишешь на заказ?», что мечтаю написать роман. Что же меня останавливает, почему я до сих пор не стала в один ряд с Пелевиным, Лукьяненко или хотя бы Дарьей Донцовой? Отсутствие таланта и усидчивости? Отчасти это, но есть и еще одна причина, я хорошо знаю, что такое издательский бизнес.

Впрочем, обо всём по порядку.

1. Кто такой загадочный П.И.П. ?

Странная и немного комичная аббревиатура П.И.П. означает «персонифицированный издательский проект».

Нет в природе такого автора как Вася Пупкин? Ничего страшного! Издательство решило, что отныне будет! Виртуальной личности не нужно платить гонорары авансом или проценты от продаж. Он точно не зазвездиться и не потребует повысить ставку, не уйдет в запой или к конкурентам. Во всех смысла виртуальный Вася Пупкин - более надежное капиталовложение, чем реальный Вася Иванов. Осталось только найти авторов согласных, чтобы их роман подписали чужим именем и фамилией.

Зачем издательство создает «персонифицированный издательский проект»? Ради экономии. Гораздо легче и дешевле раскрутить одного автора (несуществующего – значит, без капризов и прочих неожиданностей), нежели многих. Заплатили за рекламу, создали форумы фанов, сообщества в социальных сетях, посвящённые Пупкину, заказали интервью в «солидных» журналах, создали новую моду – всё это сделали один раз.

И вот приходит в редакцию писатель, приносит свою рукопись. А ему и говорят, мол, нам очень ваш роман понравился, и мы готовы издать вашу книгу под именем Васи Пупкина. Естественно, мы вам заплатим, немного конечно, вы ведь автор начинающий, сами должны понимать. Почему не под вашим собственным именем? Понимаете, Пупкин уже раскручен, мы раздули истерию вокруг творчества этого гениальнейшего писателя современности, а вы знаменитостью не являетесь. Что же вы нам предлагаете: тратиться на рекламу всех, кого печатаем, что ли?

Ах, вы тоже являетесь более менее известным? У вас уже пятнадцать «нетленок» вышло? Ну и что с того. Всё равно не такая «звезда», как наш Вася. Вы же поймите, что наша цель – объем продаж. А основная масса читателей – обыватели, считающие хорошим только знаменитое. А поскольку вы не так знамениты, как Вася, значит, пишете хуже.

2. Как издательства торгуют стихами

На самом-то деле книги со стихами практически не раскупаются. Разве что крохотные тиражи классиков. Народ привык к тому, что современные поэты вывешивают свои шедевры в интернете совершенно даром – из тщеславия. Но заработать на собственных поэтических талантах всё же можно.

Есть поэты (скажем так, те, кто считает себя поэтами) не просто тщеславные, а болезненно тщеславные. Им нужно постоянно пребывать в центре внимания, вызывать восхищённые возгласы новыми сногсшибательными «эпохалками», принимать участие в творческих вечерах, конкурсах, вступать в союзы писателей и литературные объединения. А собственного таланта – как говорится, кот наплакал. Зато подчас у таких людей есть деньги.

Приходит в редакцию поэтесса, приносит стихи. А редактор тут же, у неё на глазах, никого не стесняясь, предлагает другому автору… купить эти самые стихи и издать под собственным именем.

Если бы поэтесса согласилась продать, то в тот же день в графоманских отстойниках вроде «стихи.ру» и «общелит» появились новинки. Пришли бы друзья, оставили бы хвалебные рецензии, почувствовала бы покупательница себя «звездой» ещё раз. Новая доза получена, болезненная зависимость временно удовлетворена.

3. Что такое плагиат или Как можно написать роман за пару часов.

Даже если вы можете доказать, что являетесь автором произведения, то всё равно автором считается тот, кто издал текст официально, с ISBN. Вы приводите в суд сотню свидетелей написания, показываете рукопись, отправленную самому себе посылкой, с ненарушенными печатями и датой на почтовом штампе, приносите заключение экспертов, проанализировавших стиль – но всё равно ничего не докажете, хоть головой об стену бейтесь. Опубликовал кто-то на литературном портале роман. Плагиатор скачал, немножко переделал мелкие детали и поменял имена – и отнёс в редакцию. Вышла книга с ISBN – и всё, финита ля комедия. Отныне вы больше не автор собственного романа.

4. Загадочное слово синопсис

Хотите знать, с порядочным ли издательством имеете дело? Посмотрите, требуют ли они синопсис (грубо говоря пересказ основных идей и сюжетных линий) и подробное описание вашего романа. Если да, то желательно обходить такую контору десятой дорогой. Потому что на синопсисы закон об авторских правах… не распространяется. Как и на любые другие идеи. Да, не нужно изумлённо протирать глаза, перечитывая эти строки! Это действительно так! Пересказали сюжет своего романа подробно – подарили издательству. Редакция позвонила «литературному негру» – и вскоре книга готова. Увы, не ваша. Но с очень явными отголосками ваших идей.

5. Литературные негры. Вы их читали, но вы о них не слышали

Вот и переходим к «литературным неграм» работающим для П.И.П. Одна очень знаменитая детективная авторша за десять лет написала более ста романов. Если не учитывать праздничные дни, выходные и отпуск, то в среднем получается примерно по роману в месяц. Вы пробовали написать роман? Профессиональный автор скажет, что для этого нужно минимум полгода. А то и год. Бывает и больше. На один единственный! За месяц можно разве что небольшую повесть накропать. Но уж никак не книгу на четыреста страниц. Идея ясна? Нет? Перечитайте первый раздел этой статьи.

6. Публикации за счёт авторов или Как издать книгу за свой счет?

Это – современный самиздат. Реальная альтернатива конвейеру крупных издательств. Многие авторы резонно рассудили, что шансов попасть на этот конвейер мало, может жизни не хватить на ожидание, и решили издать книгу за свой счет. Отличный способ осуществить мечту: вот она, бумажная книга! Настоящая, с ISBN и с вашим именем на обложке.

Конечно, крупных издателей это бесит. Они заносят таких гордых и независимых писателей в свои «чёрные списки». Всячески пропагандируют мнение, что непроверенный редакторами самиздат – плохая литература (хотя сами тоннами штампуют женские романы и детективы вообще без какого либо художественного уровня). Впрочем, книжные магазины принадлежат той же самой мафии, что и фермы «литературных негров», и самиздат попадает на полки супермаркетов крайне редко. Конкурентов в торговые сети не пускают.

Ну и, конечно, автора, вознамерившегося во что бы то ни стало опубликоваться в бумажном виде, всегда обирают до нитки. Все цены раздуты минимум в пять раз – и на вёрстку, и на дизайн обложки, и на корректуру, и на физическое изготовление экземпляров. Некоторые ради осуществления мечты даже семейные драгоценности продают. Деваться-то некуда: без бумажной книжки народ не признает вас писателем или поэтом.

Самое интересное, что те же самые издатели, которые ругают самиздат, охотно публикуют авторов за их счёт! Получается, что ругают свою собственную редакторскую работу.

Вот такова невеселая правда об издательском бизнесе. И все же настоящий талант всегда пробьется. Я в это верю, несмотря на то, что мне известно все то, что написано выше.







С этим читают так же:

You can leave a response, or trackback from your own site.

Написать комментарий