Прежде всего, несколько советов. Не забывай посоветоваться с родителями и попросить у них разрешение заниматься тем делом, которое ты выбрал.
Помни, что финансового риска при любой деловой активности избежать невозможно. Покупая необходимые для дела вещи, начинай с самого необходимого, иначе можешь не заработать, а потратиться. Прежде, чем закупать необходимые для избранного бизнеса вещи, подумай, можно ли сперва обойтись без какой-нибудь из них? Чем меньше стартовые расходы, тем скорее ты получишь прибыль. Перед тем как браться за работу, выясни, не требуется ли для выбранного вида бизнеса лицензия (специальное разрешение). Если да, уточни, при каких условиях ее можно получить и допускается ли в этом виде бизнеса детский труд.
Прежде чем выбрать Дело, которым ты хотел бы заняться, подумай, что ты любишь. Спорт? Животных? Тебе нравится играть с малышами? Ты до сих пор неравнодушен к игрушкам? Как насчет цветов и растений? Ты аквариумист? Фотолюбитель? Помни, если дело не будет доставлять тебе удовольствие, у тебя вряд ли что-то получится. Нужно подумать заранее о транспорте, так как многие виды бизнеса связаны с перевозом товара или продукции. Велосипед поможет тебе преодолевать небольшие расстояния. Если предстоят дальние поездки, смогут ли тебе иногда помогать родственники, у которых есть автомобиль? Если ты заранее знаешь, что с автомобилем проблемы, выбирай дело, не требующее дальних поездок.
Нужны ли тебе партнеры? Ты уже поделился планами с приятелями, и они захотели войти в долю? Подумай лучше. Партнерство очень часто мешает как бизнесу, так и дружбе. Подумай, будет ли твой друг хорошим партнером. Как другу ты прощаешь ему постоянные опаздывания, а в общем деле это вряд ли тебя устроит. Если вы решили действовать вместе, заранее обговорите обязанности каждого, чтобы потом не возникло недоразумений и ссор.
Для того чтобы начать дело, нужно хоть немного денег — первоначальный (стартовый) капитал. Если у тебя нет собственных сбережений, попроси у родителей. Объясни им, что ты берешь деньги не для развлечений и договорись, когда и за счет чего рассчитываешь вернуть долг. Если все же родители отказались одолжить денег, поинтересуйся у местных бизнесменов, не помогут ли они? В крайнем случае, чтобы накопить первоначальный капитал, можно начать с того, что совсем не требует затрат (например, доставка газет).
Нельзя забывать и об учебе. Ведь ты можешь так увлечься собственным делом, что совершенно забудешь о школе. Этого не должно случиться. Если теперь тебе кажется, что ты не хочешь учиться дальше, это еще не значит, что ты будешь думать так и завтра. Не перекрывай себе дорогу к высшему образованию — позже ты, вероятнее всего, пожалеешь, но будет поздно.
Если ты решил придумать своей «фирме» название, оно должно быть интересным и легко запоминаться. От этого во многом зависит успех дела.
Продумай свою тактику на переговорах. Много, если не большинство, клиентов будут торговаться. Перед тобой всегда существует выбор: снизить цену или потерять клиента: Выбирай первое и не бойся торговаться — в бизнесе без этого не обойтись. Не снижай цену в начале торгов, отступай от первоначальной цены постепенно.
Будь собран и пунктуален. Расписание встреч занеси в настольный календарь или органайзер и постоянно сверяйся с ним. Составь информационную картотеку, заведи на каждого клиента информационный лист, записывай его вкусы и особенности. Если ты что-то перепутаешь или забудешь, ты потеряешь не только этого клиента, но и нескольких будущих, которым обиженный расскажет о тебе.
Следует позаботиться и о рекламе. Как говориться, «реклама — двигатель торговли». Без нее никто ничего не узнает о твоем бизнесе. Большие компании тратят на рекламу по радио и телевидению значительные средства. Тебе подойдут более дешевые пути к тому, чтобы о тебе узнали: открытки, объявления в газетах, личные визиты.
Открытки, маленькие рекламные презентации понадобятся тебе практически в любом деле. Оформи их оригинально и делай конкретными. Сделай открытку на компьютере и размножь ее. Не стоит писать тексты от руки, так как это может испортить первоначальное впечатление, особенно если у тебя далеко не каллиграфический почерк. Написав рекламный текст, тщательно проверь ошибки. Вряд ли кто-нибудь прибегнет к услугам человека, который не умеет грамотно писать. Почтовые открытки нужно рассылать регулярно, чтобы напоминать о своих услугах.
Объявить о себе через газету можно двумя способами. Во-первых, покупая рекламную площадь. Запомни закономерность: лучше покупать небольшие площади, но на несколько дней подряд. Текст менять не стоит — он должен запомниться при повторных публикациях. Однако это довольно дорогое удовольствие. Существуют специальные рекламные газеты, в которых рекламное объявление можно опубликовать бесплатно, написав на купоне, который вырезается из той же газеты. Можешь воспользоваться и таким вариантом.
Однако ничто так не влияет на клиента, как личный визит. Посещая дома и конторы, ты сможешь продемонстрировать свою эрудицию, заинтересованность, ответить на вопросы, изучить реакцию. Только сначала поработай над собой дома перед тем как выходить на люди. У тебя должен быть в голове готовый план рекламы. И помни: хорошие манеры всегда производят впечатление.
Твоим золотым правилом должна стать фраза: «Клиент всегда прав». Поэтому не раздражайся, если он начинает критиковать твою работу. Во всяком случае, не подавай вида. Еще одна истина: «Один удовлетворенный клиент приводит другого». Добивайся, чтобы все были довольны твоими услугами. Не забудь поздравить клиента с праздниками. А на праздники, которые клиент считает особо важными (на западе — Рождество, у нас — Пасха и Новый Год), не плохо бы расщедриться на маленький сувенир. Ты и сам можешь придумать какие-нибудь знаки внимания, ведь «ничто не дается так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».
Платежные извещения следует посылать в случае, если клиент задерживает оплату за услуги. Первое — через десять дней после оказанных услуг. Если не получишь денег, через два дня посылай следующее извещение — и делай это до тех пор, пока не получишь заработанное. Дело может ускорить и телефонный звонок.
Реши в какой валюте ты будешь требовать оплаты за свои услуги. Если она не составляет крупную сумму, лучше предпочесть национальную валюту. Тем более, что иногда власти запрещают оплату услуг в иностранной валюте. В любом случае, назначай цену в долларах, а затем просто пересчитывай сумму по курсу.
С этим читают так же: