Ораторское искусство или как стать мастером искусной речи




Ораторское искусство или как стать мастером искусной речиОраторское искусство или как стать мастером искусной речи.

Доброе время суток, дорогой друг и читатель. Сегодня решила совместить полезное с приятным. А так как речь используем мы все, то каждый найдет для себя что-то интересное и полезное.

Как часто нам приходиться выступать в роли оратора? Да постоянно. Я не имею в виду выступления со сцены в качестве лидера МЛМ бизнеса с трибуны перед большой аудиторией. Даже в повседневных ситуациях. Мы общаемся, кому-то что-то объясняем, находим общий язык…

Но многое в общении зависит от того, в какой форме мы это делаем. И на сколько мы владеем своей речью.

Если человек молчаливый по натуре или другой причине (страх, стеснение, замкнутость), то во время разговора речь его будет обрывистая, скомканная, мало эмоциональная и не выразительная. Причин несколько. Отсутствие практики, скудный словесный запас (или просто не получается их вспомнить в нужный момент), неумение красиво выражать свои мысли… Но порой, у нас возникает потребность донести до людей какую-то мысль, отстоять свою позицию или просто быть замеченным в обществе.

И по той причине, что раньше я испытывала подобные затруднения, решила поделиться своим опытом в том, как развить свою речь и научиться доносить до людей то, что мы хотим им сказать.

Общение разделяют на вербальное и невербальное. Не буду нарушать традицию. Поговорим в отдельности о каждом из них.

От невербальное общение на 90% зависит эффективность в разговоре. Это жесты, поза, эмоции, прикосновения. Человек, испытывающий затруднения в общении, часто стесняется позвать кого-то по имени. А вместо этого подходит сзади и постукивает по плечу. И не всем людям это нравиться, когда вторгаются без спроса в их личное пространство. Можно сказать, разговор сразу не склеился. И вывести его в нужное русло очень тяжело. Чтобы избежать таких последствий, лучше просто обойти собеседника, встать с ним лицом к лицу и начать говорить. Мелочь, но многое решает.

Невербальное общение — очень мощный инструмент любого оратора. И пользоваться им нужно весьма аккуратно. Если человек замахнется кулаком, сразу, без слов понятно, что он хочет этим сказать. Если он улыбается и машет нам — рад нас видеть.

Но первый секрет в том, что наши жесты напрямую связаны с нашими эмоциями. И на оборот. Когда мы в печали, плечи опущены, ноги еле передвигаются, кислое выражение лица. Когда испытываем радость — с точностью наоборот. И такая реакция идет автоматически. Своего рода — рефлекс Павлова.

Второй секрет — мы можем этим пользоваться. Управлять своими эмоциями через жесты. Если в определенный момент мы начнем улыбаться, пританцовывать и радостно размахивать руками, наше эмоциональное настроение рефлекторно будет перестраиваться в состояние радости.

Как это использовать в общении? Очень просто. Необходимо определить и запомнить для себя те жесты и позы, которые использует в общении уверенный в себе человек. Можно подсмотреть за другими. И применить их на себе, на практике. В разговоре с родными, с продавцом магазина… Иными словами, выработать в себе новый рефлекс.

Много писать не буду на эту тему. Она очень большая. Есть огромное множество книг, видео по невербальному общению. Но от себя могу порекомендовать трех мастеров этого дела, от которых посчастливилось учиться в живую.

Аллан Пиз — «мистер язык телодвижений».

Аллан  Пиз — «мистер язык телодвижений

Его книга «Язык телодвижений» стала грандиозным бестселлером, хитом для всемирного общества бизнеса. Но это не единственное его творение. С удовольствием пересматриваю записи. И каждый раз нахожу что-то полезное для себя.

Смильян Мори — великолепный мотиватор.


По-другому сказать просто язык не повернется. До сих пор под впечатлением от его выступления в Москве, в прошлом году. Живой пример по использованию невербального общения. Весь зал стоял на ушах. Наши места были на втором этаже (на балконе), но у меня было ощущение, что мы рухнем в низ. Пол штормило не на шутку.

Радислав Гандопас — Мастер в области ораторского искусства.


Выработка профессиональных навыков оратора, постановка голоса, харизма в выступлениях и многое другое, что можно перенять у этого мастера выступлений. Очень интересный и практичный тренинг провел он в Казани 1,5 года назад. Кто был на его выступлениях, поймет меня.

Не учитывать силу невербального общения — одна из грубейших ошибок оратора. Жесты в разговоре могут помогать, жесты могут нас губить.

Но также весома роль и вербального общения. Слово не воробей. Вылетит — не поймаешь. С чего начинается наше общение? С приветствия. И это уже упоминалось в начале статьи. Как начнем беседу, тот результат и получим. Намного эффективнее использовать имя собеседника (или общее обращение к группе людей — ребята, друзья, родные…) Это притягивает и помогает сконцентрироваться слушателям. Человек очень привязан к своему имени. Поэтому в разговоре можно его использовать не один раз, только не перебарщивать.

Улыбка — замечательный инструмент. С одной стороны, было бы правильнее отнести ее к невербальному общению. Но! Недавно я подписалась на рассылку Василия Кашеварова по развитию вокальных данных. Игра на гитаре — моя слабость. И в первом же видео рассылке получила хороший урок. Оказывается, что улыбка напрямую влияет на произносимые нами звуки. И только во время улыбки наш голосовой аппарат способен издавать «правильные звуки» на высоких частотах. Друзья — чаще улыбаемся!

Но помимо всего вышесказанного, я выделяю еще речевые приемы. Можно сказать — техника разговора. Во-первых — это умение вести беседу в нужном русле. Во- вторых — выражаться красиво и понятно.

Выступление оратора всегда несет какую-то смысловую нагрузку. И как в любом повествовании, есть начало — середина — конец. Точнее сказать, должны быть. Потому что часто человек начинает говорить об одном, в разговоре уходит на другую тему, потом на третью… А потом долго и мучительно пытается вспомнить, что же он хотел сказать. Знакомая картина? Необходимо структурировать свою речь, даже если это общение в кругу семьи.

Другим промахом оратора являются «немые паузы». Когда он останавливается на одной мысли и долго не может подобрать слова. В этом случае хорошо использовать прием, приведенный выше. Но не злоупотреблять. То есть, выбираем из последнего сказанного нами предложения любое слово и развиваем тему от него, немного углубляясь в подробности. А то время, как наш мозг подбирает слова и новые мысли. Например. Человек хочет рассказать о важности пеших прогулок, ходьбе на лыжах, занятиях спорта.

« Огромный заряд энергии, прилив сил. Мышцы крепнут. Прогулки на свежем воздухе очень важны для нас и нашего здоровья…(аргументы закончились) Да, воздух в лесу в это время года просто необыкновенный… (стопор). Вот помню у Пушкина

«Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит»

Вот где вы еще такое испытаете!? Вот ученые недавно выявили…»

Думаю, суть метода ясна. Если есть вопросы, спрашивайте. Отвечу. Эти приемы я взяла с сайта «Университет риторики и ораторского мастерства». Пару лет пользуюсь их рассылкой. Еще мне нравиться прием «Словесное айкидо» — как научиться парировать высказывания людей в свой адрес. И статья «На одной волне с собеседником» — о типах людей. В ней есть практический тест. (Пройдя по ссылке, немного спуститесь в низ страницы)

И напоследок, о чем хотела рассказать сегодня. Тоже касается типов людей. И позволяет сделать нашу речь красивой, насыщенной и многосторонней. Этот метод взяла из книг В.В Синельникова.

Людей, по восприятию этого мира, можно разделить на 3 группы. Визуалисты — вижу, аудиалисты — слышу, кинестетики — чувствую, ощущаю. Как человек воспринимает мир, так он его и описывает. Визуалист в разговоре чаще всего использует слова, связанные с картинками — «Я видел», «Давайте представим», «Обрисуй ситуацию»…

Аудиалист — ««Слышал», «Послушай», «Расскажи».
Кинестетик — «Ощутил», «Чувствуете», «Не томи, что дальше», «Подумай сам»

И мы не исключение. И забавная, но печальная ситуация, когда визуалист разговаривает с аудиалистом или кинестетиком. Они друг друга не слышат, не воспринимаю, не понимают. И чтобы трогать сердца всех трех типов людей, раскрыть полную картину и донести нужную информацию до их ушей, оратор общается на трех языках одновременно.

Как этому научиться? Очень просто. Берем любую ситуацию из своей жизни. Например, как вы вчера провели вечер. И описываем ее сначала языком визуалиста, потом аудиалиста и кинестетика. А потом совмещаем это в одно единое целое. Если тренироваться 1 раз в день мин по 5-10, то это упражнение очень быстро разовьет нашу речь и сделает ее понятной для всех.

А на этом все. Если у вас есть дополнения, свои интересные приемы, напишите в комментариях.

Ps: От себя еще добавлю, что максимальный эффект в общении я стала получать после того, как начала вести свой блог. Статья — это та же самая речь, только письменная. И в этом есть свои плюсы. 1 — есть время обдумать материал. 2 — можно всегда его исправить. В разговоре таких возможностей нет. Так что писать — очень полезно и практично.



Найти похожие статьи по фразам:  Ораторское искусство или как стать мастером искусной речи





С этим читают так же:

You can leave a response, or trackback from your own site.

Написать комментарий