Важно понимать, что критика сама по себе является неким стрессом для персонала, особенно, если она неожиданна. При стрессе способность воспринимать информацию и анализировать ее снижается, поэтому любая модель критики должна начинаться с более мягкого шага, который даст возможность сотруднику приготовиться к восприятию информации. Каждый руководитель, в зависимости от своего стиля руководства, может выбрать для себя определенную модель конструктивной критики или перемежать их, подбирая оптимальную к каждому конкретному случаю.
Первая модель – классическая. Сотруднику дается положительная характеристика как работника, затем четко и корректно формируется критическая оценка его действий, после озвучивается тот, факт, что несмотря ни на что сотрудник является профессионалом, просто допустившим ошибку, и выстраивается позитивные перспективы на будущее.
Вторая модель – НЛП. Здесь важно невербальное поведение и интонации менеджера. Во-первых, устанавливается контакт с подчиненным, эмоционально подчеркиваются его сильные качества, затем, объясняется, какая была сделана ошибка, и как ее исправить, предложить помощь. Общение закончить, подчеркнув позитивные качества сотрудника, показывая, что ошибка никак не сказалась на отношении к нему.
Третья модель – критика-коучинг. Коучинг предлагает не использовать ни похвалу, ни критику. Это учит сотрудника не быть зависимым от оценки руководителя, а опираться только на собственные силы, знания и опыт. Ситуацию нужно построить таким образом, чтобы сотрудник сразу принял ответственность по исправлению ситуации на себя, для этого используется процедура обратной связи, то есть, сотруднику задается ряд вопросов, например «Каковы причины задержки заказа? Что было предпринято для исполнения в срок? Что помешало исполнить заказ вовремя? Насколько вы уверены, что успеете сдать заказ в оговоренные сроки?».
Но какую бы модель конструктивной критики руководитель не выбрал, важно помнить, что она должна достигнуть цели и быть понятой персоналом. Поэтому критические замечания нужно формулировать в позитивной форме; она не должна содержать критику личности работника, должна быть конструктивной, содержать указания на конкретные действия, должна быть объективной и конкретной.
Человек, которому она предназначена, в случае соблюдения этих принципов, примет критику лояльно и постарается сделать максимально качественную работу по устранению ошибок.
С этим читают так же: