Клиенты бывают разными, проекты тоже, делать все на одном дыхании невозможно.
Однако достаточно один раз дать себе расслабиться по отношению к срокам и к проекту — и можно схлопотать негативный отзыв о сотрудничестве на фриланс-бирже.
Естественно нужно любыми путями стараться не получать такого рода отзывы, вплоть до того, чтобы пожертвовать деньгами и пойти на уступки со своей совестью.
Однако не всегда и не у всех это выходит.
Может возникнуть ощущение, что заказчики могут шантажировать негативным отзывом фрилансера. Где-то правда в этом есть, но есть и другая правда — если не давать повода для этого, то цель любого нормального заказчика — получить качественный продукт, а не просто попортить фрилансеру репутацию. Заказчикам от этого мало проку.
Лично мне, к несчастью (негативный опыт — тоже опыт) или к радости (приятно осознавать, что всегда можешь найти общий язык с клиентом), не приходилось получать негативные отзывы, хотя прецеденты были для этого, но всегда находился разумный компромисс между заказчиком и мною.
При этом я часто просматриваю негативные отзывы, полученные другими фрилансерами или студиями, чтобы не наступать на те же грабли, а так же постоянно самосовершенствуюсь, читая полезные книги, скаченные с http://monster-book.com.
Как правило причины получения негативного отзыва бывают такими:
- Не удалось найти общего языка с заказчиком
- Работа, выполненная фрилансером не качественна (или не удовлетворяет поставленной задаче заказчика) или сделана с опозданием
- Фрилансер просто пропал и не уведомил об этом заказчика
Бывают и другие варианты, но чаще всего именно эти (возможно я все-таки не все учел — дополняйте).
При этом я для себя имею «пунктик», который выражается в том, что все эти причины должны быть мною нивелированы в процессе сотрудничества, тогда не будет ни единой причины оставить негативный отзыв мне.
Заметил еще одну забавную вещь — там, где есть 1 негативный отзыв — рано или поздно появиться второй. Наверное потому, что после человек расслабляется и «теряет бдительность».
Причем бывали еще забавнее случае — фрилансер работал год или два на бирже только с позитивными отзывами, а в итоге за 1 месяц набирает сразу 3 штуки негативных отзывов к ряду. Естественно после этого очень тяжело уже бывает убедить заказчиков, что это случайность. Фактически на аккаунте можно поставить крест.
На некоторых биржах (например на веблансере) также можно прокомментировать полученный негативный отзыв (если он уже получен), что очень удобно. Очень жаль, конечно, что чаще всего в них пишут оправдания своих поступков и действий.
Однако встречаются и такие варианты:
Данный проект был по программингу — не моей основной специализации. Не буду говорить, кто прав, кто не прав. Скажу лишь только, что отрицательный отзыв в пять раз лучше, чем положительный — он заставляет работать еще качественнее, анализировать ошибки и устранять их.
Коротко и понятно. И без нелепых объяснений (а иногда и ругани — такое тоже встречается). Это лучший из вариантов комментария к отзыву, который я видел.
Любой полученный негативный отзыв никогда не стоит списывать на заказчика. Виноват только фрилансер ибо он работал с данным заказчиком и не смог решить вопрос иначе.
И не может быть других пояснений. Все в руках фрилансера!
С этим читают так же: