В последнее время мне понравилось писать для заказчиков. Данная заметка — логическое продолжение этой цепочки заметок.
Перейдем к делу — в чем же граница компетенции заказчика и как понять собственно ее границы.
В первую очередь напишу, что все, что будет сказано ниже — только мои умовыводы и основаны на моем, личном опыте.
За 3 года фриланса (кстати начал я свой путь в сентябре 2005 года, о чем хорошо свидетельствует мой профайл) мне удалось поработать с самыми разнообразными заказчиками по самым разнообразным областям заказов — от дизайна до поиска багов в сайтах.
Это накладывает свой отпечаток на мое понимание «идеального клиента». Состоит оно в следующем:
Клиент знает, что хочет получить. При этом никаких сомнений у него не должно возникать, как и фраз «возможно, попробуйте» и т.д. Он проверяет конечный результат, примеряя его на выполнение поставленной задачи, а не ориентируясь на приливы на Марсе.
Клиент не знает, что хочет получить. Тогда либо клиент доверяется исполнителю, предварительно обсудив с ним, на что же должен быть похож результат и собственно какую задачу он должен решать, либо клиент преступает границы «компетентности» и начинает управлять фрилансером в том направлении, в котором как ему кажется, будет правильнее.
C первым вариантом все более-менее понятно: этот вариант очень удобен и для клиента и для исполнителя (как показывает моя практика — проекты с таким подходом делаются быстро и с удовольствием с обоих сторон). Как правило такие заказчики либо приходят с готовым техзаданием, либо могут довольно точно конкретизировать, что нужно выполнить по их заказу. В части реализации поставленной задачи полностью полагаются на знания и умения исполнителя и разбирают только конечный результат работы, корректируя его по надобности.
Со вторым вариантом очень часто происходит то, что и следует ожидать — либо все устаканивается и исполнитель и заказчик находят общий язык, либо доходит до разрыва отношений (в лучшем случае, а в худшем — скандал).
Очень часто проблемы во втором варианте возникают именно по причине того, что заказчик, не знаючи, что он хочет получить, начинает вмешиваться в работу, вставляя свои корректуры по типу:
Моя дочка, которой 6 лет, посмотрела дизайн и говорит, что если добавить красный, черный и бурый цвет в шапку, то весь макет будет выглядеть намного привлекательнее. Я ей доверяю, она талант и учиться в художественной школе.
Конечно данный случай — клинический. Это нарушение всех правил сотрудничества между заказчиком и исполнителем. Однако, к сожалению, во фрилансе встречаются и такие примеры до сих пор.
Граница компетенции заказчика должна пролегать там, где заказчик уже выбрал исполнителя по портфолио и приступил к работе с ним (предварительно составив техзадание или хотя бы заполнив бриф). Вы также можете составить договор (точнее я рекомендую его составлять, особенно если нет уверенности в том, что конечная работа фрилансера будет удовлетворять вас, как заказчика), где очертить все возможные исходы и результаты сотрудничества (такие как количество исправлений, сроки реализации и форс-мажоры).
Далее вы должны не вмешиваться в работу исполнителя до окончания работ. Вот тогда можно оценивать результат и вносить коррективы, если изначально поставленная задача не выполнена или выполнена не так, как написано в техзадании или даже нарушены условия договора.
Итак, подведем итоги.
Что должен сделать заказчик:
- Выбрать исполнителя
- Составить совместно с исполнителем техзадание (или заказать его составление где-то еще)
Составить договор и подписать его с исполнителем, описав в нем все спорные ситуации и схему работы над заказом, а также цену работы
- Предоставить все нужные материалы для работы фрилансера
- Проверить результаты работы на соответствие поставленной задаче (по техзаданию) и договору
Чего не должен делать заказчик:
- Вмешиваться в процесс работы над заказом, кроме случаев, когда видны очевидные отклонения от изначально поставленной задачи
- Руководствоваться своими непроверенными домыслами по поводу реализации задач (понимания цветов, композиции, принципов работы вебсайтов и т.д.). Непроверенным можно считать домысел, очевидный только вам самому. Хотите проверить свои домыслы — обратитесь к стороннему профессионалу, чтобы он подтвердил или опровег их.
- Сношать фрилансера в мозг Проявлять «хотелки», которые не описаны ранее в техзадании и договоре без доплаты за оные. Если конечно у вас есть 2–3 «хотелки», которые отлично вписываются в пределы 1–2 часов работы — то любой фрилансер будет рад их сделать и бесплатно. Все остальное должно требовать адекватной оплаты за затраченное время разработчика
Описанные выше вещи довольно четко (как на меня) очерчивают границу компетентности заказчика.
Запомните! В работе главное достичь гармонии, когда обе стороны понимают, над чем они работают и что ожидается в результате. Только тогда возможен хороший результат! Ведь вы же не хотите какую-попало работу, верно?
__
P.S. Друзья, уже давно я зарабатываю биткоины на www.freebitco.su. Попробуйте и вы. Это выгодно и интересно.
С этим читают так же: