Вдохновляйте улучшения! (О том, как критиковать)




Вдохновляйте улучшения! (О том, как критиковать)Кто не умеет — критикует.

Некто мудрый

Этот пост завершает мою серию «Как выиграть от критики».

На вопрос «А зачем вообще критиковать?» я обычно получаю многозначительное «Ну это же обратная связь…» или претендующее на альтруизм «Помочь человеку стать лучше». Мне хочется мечтательно улыбаться о том, насколько прекраснее был бы мир, если бы мы каждый раз критиковали из таких высоких побуждений. А пока мы критикуем исходя из незадавшегося с утра настроения, желания казаться умнее и убеждения, что одни обладаем высшей истиной.

И знаешь, кто больше всего страдает от неконструктивной критики? Сам критикующий, который портит отношения, создает впечатление плохого партнера или руководителя и, естественно, не получает того, чего хочет — изменения в поведении несчастного критикуемого.

Начнем с того, что поведение человека зависит только от него самого. Что же тут находится под твоим контролем? Каким должно быть твое поведение, чтобы оно максимально способствовало изменениям в другом человеке? Нужно, во всяком случае:

Доходчиво донести информацию о том, что (и как) можно сделать лучше (а не что было плохо).

Создать все условия для того, чтобы человек мог принять эту информацию.

Создать все условия для того, чтобы человек смог применить ее.

Это уже и не хочется называть критикой…. Да и зачем вообще критиковать, если можно вдохновлять улучшения!

Принципы вдохновения улучшений.

Своевременность. Готов ли человек воспринимать обратную связь прямо сейчас, или лучше подождать до тех пор, пока эмоции улягутся? И вообще, просят ли о твоем мнении, и стоит ли его навязывать?

Уместность. Возможно, причины «улучшаемого» поведения бессознательны и плохо подаются коррекции. Или оно затрагивает что-то ценное для человека, и он не захочет ничего менять?

Безопасность. Другой человек не должен чувствовать угрозу для своей самооценки. Эмоциональная защитная реакция с его стороны — первый признак того, что тебе не удалось создать атмосферу безопасности и принятия. Убеди другого в его безусловной ценности как личности и профессионала, отметь то, что было сделано супер, оставляй за ним право быть особенным. Нет почвы лучшей для изменений, чем эта.

Конкретность. Кто тебя знает, что ты имеешь в виду, когда говоришь «В следующий раз лучше держи аудиторию». А вот «Поддерживай зрительный контакт с каждым» куда понятнее. В конце концов, у него уже один раз не получилось, значит, объяснять нужно лучше и обстоятельней, чем в прошлый раз?

Субъективность. Все, что ты говоришь, не больше, чем твоя точка зрения, каким бы экспертом ты ни являлся. В конце концов, лучше не загонять другого человека в угол и не воспитывать в нем выученную беспомощность. Не объявляй субъективное мнение незыблемым фактом и руководством к действию. Говори о собственной точке зрения как о таковой, и пусть она вдохновит другого на то, чтобы сделать лучше.

Безоценочность. Информация, которой ты делишься, должна носить описательный, а не оценочный характер. Пусть обратная связь останется на уровне действий («В следующий раз, думаю, сработало бы, если бы ты сделал вот так…»), а не способностей («Будь умнее») и уж тем более личности («Оратор из тебя так себе…»). Последнее не шибко-то вдохновляет.

Искренность. 93% информации передается без помощи слов. Даже если ты стойко воздерживаешься от того, чтобы назвать собеседника болваном, твое отношение легко почувствовать. А о том, как искренне любить людей, можно будет прочитать в следующем посте.

Удачного вдохновения улучшений. Получай больше от своей жизни.
__
Пост создан при поддержке mtstroi.com, где можно заказать http://www.mtstroi.com/pipes.html по самым адекватным ценам на сегодняшнем рынке.







С этим читают так же:

You can leave a response, or trackback from your own site.

Написать комментарий