Стимулы к повышению качества образования
Первый стимул не материальный, и заключается он в том, что студенты обычно имеют очень сильное желание учиться и получать бизнес-образование. За одну неделю лекций в России студенты задали мне больше вопросов, чем студенты в Бельгии за целый семестр!
Студенты одобряют любые попытки профессоров усовершенствовать методы обучения. Немного экспериментов на занятиях, предложение выполнить интересное упражнение сразу привлекает внимание студентов и вызывает одобрение с их стороны.
Второй стимул для преподавателей собственно экономики - материальный: несколько организаций (EERC, ACLS, GDN, INTAS) на конкурсной основе предоставляют гранты на проведение экономических исследований. Преподаватели экономики, способные вести научную работу на западном уровне, имеют возможность получить значительную финансовую поддержку на проведение своих исследований. Поскольку исследования и преподавание неразрывно связаны, такой стимул также повысит уровень преподавания экономики в стране.
Впрочем, на данном этапе очень мало украинских профессоров экономики способны проводить экономические исследования, соответствующих западным стандартам. Об этом свидетельствуют результаты конкурсов на Грант EERC: украинские ученые редко получают исследовательские гранты; обычно гранты выигрывают сотрудники исследовательских институтов западного образца, таких как Институт экономических исследований и стратегического консультирования в Москве. Поэтому сегодня влияние грантов на высшее экономическое образование ограничено.
Другой показатель недостатка опыта исследовательской работы - это почти полное отсутствие публикаций российских экономистов в западных экономических журналах. Беглый просмотр ECONLIT (базы данных, содержащей более 300 000 статей из более 600 мировых экономических изданий) показывает, как мало исследователей из российских научных учреждений печатаются в западных экономических журналах. Это касается не только университетских преподавателей, но и ученых из исследовательских учреждений. Это, опять же, неудивительно, если учесть систему мотивации преподавателей экономики, которым в любом случае следует печататься в местных журналах .
С этим читают так же: