Данная статья поможет определиться тем, кто решил стать собственником готового бизнеса и не может решить что лучше: купить бизнес или работать по франчайзинговой схеме.
1. Перетягивание одеяла
К сожалению, в отечественном предпринимательстве несколько искажено само понятие франчайзинга. В нашей бизнес-модели никак не удается добиться слаженной работы, а каждый партнер старается перетянуть в свою сторону большую часть одеяла. Что же касается российских компаний, то при открытии франшизного предприятия руководители стараются избежать не только инвестиционных вкладов но и свести риск собственного бренда к минимуму.
Суть договора о передаче франшизы сводится к множеству пунктов, на основании которых франчайзи получается зависимым лицом, а не полноправным партнером, как должно быть в идеале. Однако, не стоит винить в это франчайзора. Существует тенденция, что, непосредственно, сами франчайзи не дорожат арендованным брендом и не предпринимают никаких шагов, направленных на его развитие.
2. Некорректное планирование
Существует тенденция, что отечественные франчайзоры имеют обыкновение рассматривать продажу франшизы как операцию, связанную с реализацией товара. В этом случае одним из примеров удачного функционировании, приводится статистика по успешной работе собственных точек с использованием типовых технико-экономических обоснований (ТЭО) предлагаемой модели бизнеса. В таком случае все представленные ТЭО являются не чем иным, как обыкновенными рекламными материалами, не достаточно отображающими реальное положение дел. Здесь нет обмана, все данные действительно получены, исходя из практического опыта, только вот предоставляемые результаты являются наилучшими показателями и в значительной мере отличаются от среднестатических.
Кроме этого, в таких расчетах обычно не акцентируется внимание на второстепенных деталях, которые впоследствии могут стать дополнительной статьей расходов для франчайзи. Необходимо учитывать, что значительные отличия наблюдаются и в политике продаж в демонстрационных проектах. В основном, такая она построена на статистике ведения бизнеса в столице или крупных городах, совершенно не предусматривая региональное ведение бизнеса.
Результаты оказываются плачевными как для франчайзи, так и для франчайзора. Первый является обманутой стороной, так как окупаемость проектов растягивается на неопределенный срок, второму угрожает потеря доверия со стороны партнеров.
3. Контроль за качеством
Наиболее распространенной проблемой является то, что франчайзи полностью считает себя самостоятельным руководителем и стремится принимать решения независимо от франчайзора. Конечно, можно написать многостраничные указания, где по пунктом разложены все модели поведения франчайзи, но никто не даст гарантии, что франчайзи удосужиться их даже прочитать.
Зафиксированы случаи, когда франчайзи, досконально разобравшись в модели ведения бизнеса, становился главным конкурентом франчайзора. В случае же халатного исполнения своих обязанностей, в первую очередь страдает репутация бренда. Иногда бизнесмены осознанно вступают во франчайзинговую сеть для того, чтобы освоить все приемы и самостоятельно вести действующий бизнес. Естественно, что в таком случае, коммерческая тайна франчайзера становится общедоступной.
С этим читают так же: