Общеизвестен факт, что наиболее непредсказуемое и опасное звено в бизнесе – это его хозяин. Предпринимателями в ряде случаев собственноручно “зарывается” дело, которое ими же открывалось. Причём сценарий применяется накатанный.
Подавляющему большинству управленцев свойственно настолько увлекаться организационной работой, что иные аспекты бизнеса просто выпадают из области видения. Крутя подлаженные “шестерни” своего предприятия, они не удосуживаются отвлекаться на формирование стратегии развития своего детища – бизнеса.
Одновременно есть смотрящие в будущее старшие менеджеры, заботящиеся о предупреждении проблем и разработке методов их решения. Если подобные сотрудники в компании имеются, есть шанс, что бизнесу суждено существовать долго.
Нередки случаи погружения ведущих менеджеров в скрупулёзно-черновую работу и текучку. Особенно это касается собственников бизнеса. Они не особо задумываются о перспективах развития предприятия, о необходимости следования веяниям времени. Вместо этого ими выполняются обязанности, которые следует выполнять их подчинённым, проявляется стремление контролировать “всё и вся”. А стратегическому развитию бизнеса суждено страдать.
Хорошему управленцу следует оставлять достаточно времени, чтобы как следует обдумывать пути, позволяющие предприятию развиваться оптимально. Если он мало озабочен выполнением организационной работы, если пытается возложить на себя как можно больше текущих дел, он не является эффективным руководителем.
Нередко хозяевами предприятий осуществляется управление не самим бизнесом, а командами, гвозди которых – сами владельцы. Такой бизнес является крайне неустойчивым в отношении происходящих перемен.
В случае, когда с хозяином произойдёт (не дай Бог!) какая-то беда, предприятие рискует рассыпаться подобно карточному домику. Либо через ряд лет хозяин конкретного бизнеса может потерять к собственному детищу интерес. А это потянет предприятие “на дно”. Так или иначе и владелец бизнеса и подчинённые потерпят фиаско.
Хозяин предприятия – это работа, требующая ответственности, которая является весьма сложной. Ведь ответственность владельца бизнеса распространяется не только на него, но и на бизнес и его устойчивость, а также эффективность работы подчинённых, на их благополучие и, возможно, благополучие их семей.
Это обязывает компетентного владельца бизнеса развивать собственное дело не как средство удовлетворения амбиций собственной персоны, а как предприятие, являющееся вполне самодостаточным.
В данном случае построение бизнеса осуществляется как построение целостного автономного механизма – оно может быть продано, передано по наследству, его реально реорганизовать и создать абсолютно иной бизнес.
Если предприятие такое, где его владелец – не ключевое звено, его устойчивость относительно любых форс-мажорных ситуаций более высокая. Если его нужно будет продать, его оценка не будет выглядеть как совокупность компьютеров, продукции, столов, стульев и т.п. Это будет оценка целостного бизнеса.
Фундаментальные принципы построения устойчивого бизнеса следующие.
1. Владельцами не принимается участие в процессе управления предприятия. Руководство доверяется главным топ-менеджерам. Хозяин рассматривает лишь стратегические вопросы, рутиной он не занимается. Собственнику предприятия не свойственно работать на износ, он не выступает как заложник собственного детища.
Подписание документов и управление финансами доверяется наемным сотрудникам. На предприятии не практикуется проведение ежедневных планёрок, а также отчитывание сотрудников.
Хозяину в случае процветания предприятия (согласно отчётам и котировкам акций) можно на нём и вовсе не появляться.
2. Вникание в деятельность предприятия владельцами должно обеспечиваться во всех случаях, когда им это нужно. И это понятно – ведь это их бизнес. Никто не посмеет им возразить, если им захочется взять в свои руки часть определённого фронта работ. Однако не стоит вклиниваться в функционирование бизнеса без соответствующей подготовки – это способно принести предприятию лишь вред. И тогда пенять придётся только на себя. В то же время если предприятие полноценно, оно будет терпеть капризы его владельца, но останется работоспособным и процветающим.
3. Даже если не имеет место четкое следование приведенным двум первым принципам, предприятие имеет свою жизнь. Для каждого отдельного случая важно либо присутствие владельца (по факту), либо его отсутствие. Что действительно важно, так это доходность дела. Оптимальна ситуация, при которой владельцем бизнеса ежемесячно получаются дивиденды. Ведь главным образом для этого предприятие и создавалось.
4. Владельцем должно обеспечиваться сохранение над его предприятием тотального контроля. Им может в течение долгого времени не приниматься фактическое участие в жизни его бизнеса, не вкладываться труд. Но ему положено заботиться об обеспечении безопасности своего дела от вероятных посягательств, которые могут предпринять наёмные работники. Только владельцам положено распоряжаться правом, касающимся продажи бизнеса либо его отдельных активов. Это же относится и к передаче предприятия по наследству.
5. Нужно позаботиться, чтобы при расставании с ключевыми управленцами бизнес радикально не пострадал. В случае увольнения управленцев, их ухода к конкурентам, их болезни предприятие остановиться не должно. И при этом важно, чтобы было обеспечено соблюдение четырёх первых принципов. При чётком соблюдении рассматриваемого принципа предприятие обезопасится от всевозможных ситуаций негативного характера.
Если бизнес выстроен профессионально, он существует и в условиях долговременного отсутствия его собственника. Причём он не только лишь существует, еле выживая в трудных условиях турбулентного рынка, но и развивается, следуя за современными тенденциями.
Только непрочным предприятиям свойственно рассыпаться при отсутствии их владельцев. Если это не так, то владелец – не бизнесмен, а заложник бизнеса.
С этим читают так же: