Особенности цветочного бизнеса или сколько можно заработать на продаже цветов 8 марта
До 8 Марта осталось не там много времени, когда вам потребуется купить корзину из живых цветов. Этого дня с нетерпением ждут продавцы цветов, ведь Женский день (да еще 1 сентября) их потом целый год кормит. Один цветок приносит 200-300-процентную прибыль. Мы решили проследить весь цветочный путь данного бизнеса: от парника или заморской лужайки до холодного московского прилавка. Откуда поступают розы и тюльпаны на наши цветочные рынки? Какой навар имеют продавцы? И сколько, к примеру, может заработать на 8 марта новичок в этом деле, если решится перепродать купленные на оптовой базе розочки.
Я не рассчитывала на заоблачные барыши — мне бы свое вернуть, ну и хотя бы на чашечку американо с молоком заработать. Так скромно думала я, отправляясь на цветочную базу, чтобы прикупить с десяток ходовых цветков по копеечной цене и перепродать их около ближайшего метро.
Торговая жилка
Розничная продажа цветов считается одним из самых прибыльных бизнесов в России. По неофициальной статистике, цветочный оборот на отечественном рынке составляет около 2 млрд долларов в год. Оптовики, которые в обычные дни получают 80–100 тысяч рублей прибыли, в горячие три-четыре мартовских дня могут заработать до 4–5 млн рублей.
Мои аппетиты были намного скромнее. На цветы я планировала потратить 250 рэ — столько стоит упаковка из 10 роз на оптовой цветочной базе. Покупать больше было боязно — как-никак бизнес у меня нелегальный.
— М-м-м, торговать решили? Сами? — в голосе продавщицы на базе чувствовался подвох.
— Нет, человека найму, у метро поставлю, — тут же пошла я на попятную. Ну нет у нас в семье торговой жилки!
У продавщицы же она не просто была, а била ключом. Чувствуя, что попахивает оптовой закупкой, она мастерски начала раскрутку клиента.
— Розы длиной 50 см отдаем по 44 рубля за штуку. Они голландские, качественные, долго простоят. Кустовая идет по 39 и 49 рублей — эти цветы на любителя, — тараторила девушка. — Есть тюльпаны — все по 29 рублей, только у московских в упаковке 25 штук, а у голландских — 29. Советую импортные брать, они стоят дольше и распускаются медленнее.
Цветочный бизнес: Ставка на розы
В цветочных палатках такая красота расходится со 100-процентной накруткой: розы там продаются уже по 100 (а то и по 130) рублей за штуку, а тюльпаны — по 40–60. Причем никто особых секретов не делает из того, откуда цветы берутся. Возьмем, к примеру, московские тюльпаны.
Если оптовик о своем намерении приобрести желанный цветок извещает местный совхоз декоративных культур осенью или в начале зимы (не позднее января), когда цветок еще «на луковичной стадии», его цена будет 12–15 рублей за штуку (в зависимости от сорта). В начале года она подрастет на 2–3 рубля, а накануне праздников, таких как 8 марта, цветы от производителя улетят на ура уже за 20–25 рублей. Но даже такая цена дает возможность перекупщику сделать 100-процентную накрутку, чтобы довести ее до среднерыночной — 50 рублей за штуку. А накануне 8 Марта их и по 70 с руками оторвут.
Однако я решила сделать ставку на розы. По 25 рублей за штуку мне светило купить лишь розы-коротышки, 40 см длиной. Цветы прибыли из Голландии, хотя на ярлычке значилась как страна-производитель Кения.
С ними я и отправилась на бойкое место — к ближайшему метро. Конкуренты там были на каждом шагу — мой скромный букет забивали своим разнообразием сразу пять цветочных палаток, да еще два магазинчика с настоящими флористами. Тетки с букетами, правда, не стояли — время еще не пришло. На их вакантные места я и направилась со своими скромными розами.
— Можно я рядышком постою? — вежливо спросила у паренька в камуфляже, торгующего банными принадлежностями.
Тот аж опешил:
— Чего надо-то? На торгашку ты не похожа. Они с баулами ходят, а где твои цветы?
Говорю, на кофе решила заработать.
— Так не мучайся зря! Я тебе хоть сейчас кофе куплю в соседней палатке за 15 рублей.
Так и познакомились. Василий оказался неромантичным, зато очень практичным. У него на этой точке было все схвачено. От него я и узнала, что, если партия большая, перекупщики платят по 5 рублей с цветка, что местная полиция неопасная, а бояться нужно окружных рейдов.
— Стой рядом, и тебя никто не тронет, — подытожил Василий. — Недавно проверка была, «левых» уже шуганули. Час времени у тебя есть. Управишься?
Управиться-то управлюсь, вот только как эти чертовы розы продавать?!
Неудачный маркетинговый ход в цветочном бизнесе
«Внимание! Акция! Один цветок — 40 рублей, букет из трех — за 100!» «Покупайте розочки, только из теплицы!»
Я мгновенно меняла слоганы, но народ лишь косился и покупать не собирался.
В приступе отчаяния я даже пробовала отдать весь злосчастный букет по номиналу — по 25 рублей за штуку. Приценивались многие, не брал никто.
Через полчаса топтания я изучила каждую трещинку на лепестках, пересчитала все шипы на стеблях и чем больше смотрела на свое сокровище, тем больше понимала, что слово «розы» к моим цветам совсем не подходит. «Розочки» — еще куда ни шло. Ну да, не выросли. Продавщица из соседней цветочной палатки вообще окрестила их «кенийским мусором». Объяснила:
— На базе торгуют пересортицей. То, что не котируется на аукционах в Голландии, за гроши скупают перекупщики и везут к нам. Этой некондицией и забиты цветочные базы. Но разве это цветы?
Дама-флорист из магазина оказалась более подкованной в экономике. Скептически оглядев букет, она сказала, что мой выбор — неудачный маркетинговый ход:
— У перекупщиков самые ходовые цветы — розы с длинной ножкой и бутоном с кулак, вот на них можно заработать. На аукционе в Голландии такие цветы стоят примерно 14–16 рублей, розничная цена на них начинается от 100 рублей за штуку, перед праздником 8 марта продавцы обычно еще накручивают 20%.
По ее словам, формула цветочного бизнеса такова: начальная стоимость цветка плюс накрутка на таможню, чтобы ввести партию на законных основаниях, затем 20–30% к цене добавляют оптовики, но даже после этого продавец вполне может заложить 100-процентную прибыль. Золотые цветочки-то получаются!
Я подумала так: все, кто мог, на моей розочке уже заработали — и, ничуть не жалея, цветы раздарила.
Хроника цветочных войн
Грузите хризантемы фурами
Цветы хоть и относятся к скоропортящемуся товару, но в холодильниках могут даже месяц ждать своего звездного часа. А потому оптовики заранее готовятся к хлебным мартовским денечкам. Так, через один таможенный пост в горячие февральские дни проходит больше 100 цветочных фур, в каждой из которых умещаются тонны грузов.
О том, какие нарушения чаще всего выявляются при таможенном декларировании и какое наказание грозит нарушителям, «Труду-7» рассказала Екатерина Кузнецова, начальник одного из отделов Центрального таможенного управления.
— Откуда прибывают цветочные фуры на таможенные посты Подмосковья?
— В основном товарные партии грузов следуют из Литовской Республики, Королевства Нидерландов и Чешской Республики. Это объясняется тем, что торговля идет на международных рынках, а потому товарные партии зачастую комплектуются на прибалтийских складах. Но при этом странами происхождения цветов являются Нидерланды, Эквадор, Колумбия и Кения — они занимают лидирующее положение. Небольшой процент товаров приходится на Турцию, Израиль, Эфиопию и некоторые африканские страны.
— А дальше, в регионы, они следуют проездом через столицу?
— Мы не контролируем внутренний рынок и не можем сказать, сколько цветочной продукции осталось в Москве, а сколько ушло в регионы.
— Розы и тюльпаны, которые планируют продать к 8 Марта, сейчас уже завезли?
— Цветы поступают равномерными партиями в течение года. Хотя они и считаются скоропортящимся товаром, в холодильниках хранятся довольно долго. Однако мы все же отмечаем небольшое увеличение по объемам оформления в конце января — начале февраля и, как правило, августе. Эти всплески вполне объяснимы.
— А какие самые большие партии проходили через таможенное управление?
— По одной декларации мы обычно оформляем около 2–3 тонн цветочной продукции, которая перевозится одной фурой. В ней обычно сборный груз: и розы кустовые, и штучные розы, и зелень для составления букетов, там же могут везти цветы в горшках. Наименования цветов тоже разные. Помимо популярных роз везут также хризантемы, орхидеи, гладиолусы, другие цветы. В одной товарной партии, к примеру, может быть до 100 тысяч штук роз.
— А в каких случаях все-таки проводят пристрастный досмотр?
— Только если усматривается нарушение законодательства. Например, когда у сотрудников возникают подозрения, что в декларации указаны недостоверные сведения. Если, скажем, дорогостоящие цветы перевозят с менее ценными сортами, но при этом указывают, что в партии дешевые розы составляют 80%, дорогие — 20%, а на самом деле все с точностью до наоборот. Бывает, в декларации указывают недостоверные сведения о стране происхождения товаров, чтобы избежать запретов и ограничений, установленных законодательством.
— Какое наказание грозит нарушителям?
— Самое распространенное наказание, согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ, — от половины до трехкратного размера стоимости товарной партии с конфискацией или без таковой. С начала 2011 года по настоящее время было возбуждено 100 дел об административных правонарушениях и наложено штрафов на сумму 4 млн 476 тысяч рублей.
Мнения
Татьяна Михалкова, президент благотворительного фонда «Русский силуэт»:
— Мое открытие — это мимоза. Да, вот эти затертые, пошлые цветы, которые всю жизнь продавались у метро. Но когда я увидела цветение мимозы в Испании, в Италии (а там просто километры этих цветов), я в них буквально влюбилась.
Ольга Красько, актриса:
— Я сама выращиваю цветы у себя на даче, и самая моя большая гордость — это клематисы. Огромные, вьющиеся, ползающие: Одни из тех знаменитых цветов, которыми можно укрывать беседки.
Ангелина Вовк, телеведущая:
— Традиционно еще с советских времен самые праздничные цветы — это тюльпаны. 8 Марта я отдаю предпочтение именно им. Люблю розовые, желтые, белые — чтобы была палитра самых нежных оттенков.
Галина Польских, актриса:
— Жасмин. Очень нежные цветы; когда распускаются, у них безумно приятный запах. Правда, недолгий срок живут, но тем не менее я успеваю ими насладиться.
Аукцион
В Голландии все серьезно
Более 80% цветов, продаваемых и покупаемых во всем мире, проходят через аукцион в городе Алсмеер (вблизи Амстердама). Это вовсе не означает, что все цветы выращивают именно в Голландии. Лучшие розы прибывают на аукцион из Эквадора, Колумбии, Эфиопии и Кении, ирисы и гвоздики — из Испании, Турции и Израиля. Израиль также поставляет зелень для украшения букетов, а Турция — еще и герберы. A вот самые качественные тюльпаны по-прежнему выращивает маленькая Голландия.
Ежедневно через аукцион проходит более 20 млн цветов и растений. Только за четыре часа работы биржи продается 12 млн роз. Основной товар заканчивается уже к 09.00. По сигналу оператора на электронном табло, напоминающем циферблат часов (а в одном зале их несколько), на отметке «100» загорается лампочка, указывая максимальную цену за один цветок. В это время по залу на специальном транспортере движутся образцы предлагаемого товара. Лампочки загораются и гаснут, передвигаясь от «100» к «1». Торги всегда начинаются с максимальной цены, и она быстро падает.
По такой схеме за один час совершается до 1,5 тысячи сделок, информация о которых немедленно вводится в компьютер. Кроме того, в последние годы используется система электронных торгов. Она дает возможность вести удаленную торговлю, то есть покупать в реальном времени и иметь равные права с обычными игроками аукциона, физически на нем не присутствуя.
Автор: Ольга Щербакова
С этим читают так же: