Покупатели стали чувствительными к цене, но стоит ли компаниям уходить в дешевый сегмент в ущерб качеству? Давайте попробуем разобраться в этом. И здесь нам поможет карта позиционирования «цена-качество». Я уже давно пользуюсь этой картой, и она не раз помогала мне в принятии управленческих маркетинговых решений.
С точки зрения соотношения «цена-качество» компании и продукты делятся на четыре категории:
1. «Мерседес»: премиальные товары/услуги высокого качества по высокой цене.
2. «Третий выбор»: дешевые товары/услуги низкого качества.
3. «Золотой выбор»: высокое качество по низкой цене.
4. «Нет»: название говорит само за себя, в этой категории нельзя находиться, потому что низкокачественные продукты по высокой цене никому не нужны.
До кризиса первые три категории успешно сосуществовали друг с другом на рынке. С одним маленьким «но» - компаний и товаров категории «золотой выбор» было не так уж и много, разве что на рынках, где еще до кризиса сложился высокий уровень конкуренции.
Что же произошло с наступлением кризиса?
Во-первых, резко упал спрос на товары/услуги премиального класса, об этом не раз писал тут финансовый блог blog-finansist.ru. Многие покупатели люкс-продуктов ушли в более дешевые сегменты. До кризиса спрос на продукты класса «Мерседес» зачастую был подкреплен дутой платежеспособностью на основе банковских кредитов. Как только людям перестали давать кредиты и урезали зарплаты, потребители сразу начали экономить. Поэтому компании, работающие в премиальном сегменте, переживают сейчас тяжелые времена.
Во-вторых, увеличился спрос на дешевые продукты низкого качества (сегмент «Третий выбор»). Покупатели здесь были всегда. Из-за кризиса этих покупателей стало больше. Некоторые компании сейчас добровольно решили уйти в этот сегмент, начав делать демпинг и предлагать второсортный товар.
Как лучше позиционироваться?
На мой взгляд, наиболее логичным сейчас является позиционирование в сегменте «Золотой выбор». Качество отменное, цена доступная.
Лучше сделать облегченный вариант своих товаров/услуг по привлекательной цене, сохраняя хорошее качество, чем банально снижать цены и качество своих продуктов.
С этим читают так же: