Психология успеха: выученная беспомощность
Почему одни люди упорно идут к своей цели, даже когда на их пути встречаются серьезные сложности, а другие при первых затруднениях опускают руки?
Все дело в характере, скажут многие. Но что такое характер, как не психологические свойства личности? Одним из таких свойств является выученная беспомощность - так психологи называют состояние человека, при котором не происходит или замедляется научение.
Впервые этот термин ввел Мартин Селигман в 1964 году. Ему же принадлежит и теория, которая объясняет, почему одни люди могут сопротивляться обстоятельствам, а другие - нет.
Согласно этой теории выученная беспомощность формируется в результате длительного воздействия, которое носит негативный характер и которому человек не может противостоять или противостоит неудачно. В результате у него фомируется глубокое убеждение, что ничто в этом мире не зависит от его личных усилий, поэтому и пытаться их прикладывать не стоит. С такими убеждениями человек не пытается действовать даже в тех обстоятельствах, в которых от его действий многое зависит. Выученная беспомощность, которая постепенно становится чертой характера, снимает всякую ответственность за свою судьбу, приучает к пассивности и равнодушию.
Выученная беспомощность закрепляется в характере человека и определяет все его поведение. В то же время она становится причиной развития невротических нарушений и депрессии. Для человека, страдающего выученной беспомощностью, характерны таие состояния, как апатия, упадок сил, пониженное настроение, депрессия, бездействие.
Для того чтобы избавиться от выученной беспомощности, необходима психологическая помощь, в ходе которой квалифицированный психолог или психотерапевт смогут изменить внутренние установки человека и стратегию его поведения. Консультация психолога поможет вернуть уверенность в своих силах, веру в себя и свои возможности.
Причины выученной беспомощности, как считают семейные психологи, могут лежать в детстве. Если ребенок длительное время подвергался унижению со стороны страших, которым не мог противостоять, или учителей, если ему уделяли мало внимания (в том случае, когда ребенок рос, например, в детством доме) он постепенно усваивал, что от его личных усилий мало что зависит. Это убеждение ребенок переносил и во взрослую жизнь.
Но выученная беспомощность может сформироваться и у взрослого человека после длительного периода неудач.
С этим читают так же:
К сожалению очень много людей плывут по течению и не стараются ничего изменить в своей жизни в сторону улучшения.