Франчайзинг, лизинг, маркетинг, реинженеринг... Как не запутаться в иностранных экономических терминах, прочно основывающихся и в нашей речи? А ведь все эти новомодные слова означают вполне привычные для нас вещи, в данном случае бизнес-процессы. Итак, еще одно слово, появившееся на устах российских предпринимателей, АУТСОРСИНГ.
В условиях современной рыночной экономики предприятию жизненно необходимо сокращать свои издержки. Как это сделать, пожалуй, один из самых актуальных вопросов предпринимателя. Обратимся к опыту западных предприятий. В развитых странах Запада такой вид деятельности, как аутсорсинг, применяется уже давно и очень успешно.
Аутсорсинг в переводе на русский язык буквально означает «использование внешних ресурсов». Таким образом, под аутсорсингом следует понимать метод оптимизации деятельности предприятия за счет привлечения сторонних организаций к выполнению некоторых функций предприятия на договорной основе. У любой организации есть основной вид деятельности, ради которого фирма и создавалась, и неосновные функции, выполнение которых все же необходимо. В процессе аутсорсинга предприятие передает свои неосновные функции на выполнение внешним организациям. Так, например, различают:
1. Аутсорсинг в сфере IT, при реализации которого предприятие передает сторонней организации работы по обслуживанию и ремонту компьютеров, настройке программного обеспечения, хостинг и поддержку корпоративного сайта. Это позволяет предприятию- заказчику обходиться без собственного системного администратора.
2. Аутсорсинг бизнес-процессов. Это может быть аутсорсинг бухгалтерский, ведь бухгалтерия – вещь необходимая. Вести ее нужно тщательно и аккуратно, с этим никто не поспорит. Очень часто именно эту функцию предприятия и передают внешним специализированным организациям-исполнителям. Передать на выполнение можно всё: от ведения первичной документации до сдачи налоговых отчетностей в налоговые органы.
Так же различают аутсорсинг в сфере управления персоналом. Связан он в основном с поиском и подбором кадров. Распространен и аутсорсинг в правовой сфере. Зачастую юрист организации нужен, но работы для него находится немного. Смысла держать штатного сотрудника на этой позиции нет. Решение этой проблемы – отдать юридическое сопровождение предприятия на аутсорсинг.
3. Производственный аутсорсинг. Организация может отдать внешним ресурсам часть или даже весь цикл производства продукции. Примером может служить стратегия компании Nike. Передав на аутсорсинг производство и реализацию спортивной одежды, компания сосредоточилась лишь на дизайне и оставила за собой управление товарными знаками.
Таким образом, на аутсорсинг возможно передать любую неосновную функцию предприятия, тем самым сэкономив ресурсы и время для выполнения основной. Отдав на аутсорсинг какой-либо вид деятельности, предприятие имеет возможность более рационально перераспределить ресурсы и сэкономить средства. Ведь выполнение любой работы внутри предприятия требует прежде всего наличие штатного сотрудника, который эту работу бы выполнял, а так же сотруднику необходимо рабочее место, оргтехника, канцтовары, справочная литература. Предприятие-аутсорсер ничего этого не потребует, обеспечит бесперерывную деятельность: не уйдет в отпуск или на больничный.
Среди недостатков аутсорсинга следует отметить отсутствие законодательной базы, регулирующей этот вид деятельности. А также необходимо понимать, что передав слишком много функций на сторону, заказчик рискует попасть в полную зависимость от исполнителя. Чрезмерное увлечение аутсорсингом все же не приветствуется. Знать меру необходимо. Большую роль в недостаточном распространении аутсорсинга в нашей стране играет и психологический фактор. Руководители не всегда могут доверить информацию чужому человеку.
В заключении хотелось бы добавить, что аутсорсинг – не панацея от всех проблем предприятия. Это лишь один из методов рационализации труда. Каждое предприятие уникально. Выделить для себя подходящие методы – задача важная и крайне необходимая в современных условиях.
__
Пост создан при поддержке www.smoff.ru
С этим читают так же: