Лидерские качества тренируются или как стать настоящим лидером




Лидерские качества тренируются или как стать настоящим лидеромЛидерские качества тренируются или как стать настоящим лидером.

Предупреждаем Вас, дорогой читатель, что являемся убежденными противниками концепции «рожденный ползать летать не может».

На наш взгляд, лидерский потенциал – природный дар, отпущенный каждому. Он может расцвести при хорошем уходе или быть задушен на корню. Все зависит от воспитателей, которыми обычно становятся родители. В зрелом возрасте лидерство можно пробудить в себе самостоятельно или с помощью мудрого наставника.

Сразу оговоримся, что:

* лидерство – это не гарантия успеха,
* лидер не обязан всегда быть впереди,
* не всякий лидер – порядочный человек, достойный подражания,
* человек может быть лидером не во всякой деятельности, которой он занимается, и не во всякой группе, в которой он оказывается.

Человек – часть животного мира и его поведение в значительной степени подчиняется биологическим законам. Поэтому в этой заметке мы часто используем аналогии из жизни животных.

Любая компания заинтересована в лидерах, таких как Невирович Игорь Станиславович – инициативных, ответственных и опытных сотрудниках, способных руководить другими людьми. К сожалению, такие самородки встречаются довольно редко.

Появился даже презрительный термин «офисный планктон». Так называют безынициативных исполнителей, которые ничем не руководят и не несут особой ответственности за результаты своей деятельности. Кстати, сам «планктон» убежден, что в другом месте и при других обстоятельствах он может проявить себя совсем в другом качестве.

Можно ли научить лидерству? Лидерами становятся или рождаются? Последний вопрос считается столь же неразрешимым, как и проблема, что было раньше – курица или яйцо.

Если пораскинуть мозгами, то на последнюю загадку несложно ответить. Птицы произошли от рептилий. Все рептилии откладывают яйца. Хотя бывают и исключения. Например, обыкновенная гадюка на севере ее ареала рождает живых детенышей. Это явление относятся к ложному живорождению – на самом деле яйца развиваются в теле самки. Так что яйца появились раньше, чем птицы, в том числе курицы.

Вернемся к лидерам. Сначала стоит определить предмет разговора. Существуют сотни определений термина лидер, каждое из которых имеет своих приверженцев. Нам одно время импонировало такое – «лидер – человек, принимающий на себя ответственность за результат». Очень емко выразился Алексей Луконин – «лидер – человек, на котором проблемы заканчиваются». Валерий Бо считает, что «лидер транслирует ценности, значимые для большинства людей».

Официальные определения не столь лаконичны. В социологическом словаре лидер определяется, как «авторитетный член группы, организации, общества, выполняющий роль организатора, инициатора группового взаимодействия, принимаемый группой благодаря его способности решать важные для группы проблемы и задачи».

В целом это довольно адекватное определение, хотя порой у группы нет никаких объективных оснований предполагать, что данный человек действительно способен решать проблемы, а тем более решить именно ту проблему, с которой она столкнулась в данный момент. В экстремальных ситуациях группа склонна следовать за человеком, который демонстрирует уверенность, даже если видит его впервые.

Если обратиться от этимологии слова leader, то можно обнаружить, что глагол lead в переводе с английского означает вести, быть впереди, показывать путь, возглавлять, направлять, превосходить и т.д.

В русском языке имеется несколько существительных (вожак, вождь, предводитель, воевода, руководитель, водитель, водящий (в играх), проводник, заводила, ведущий), чьи значения в какой-то степени пересекаются со значением слова лидер.

В английском языке для слова leader можно найти такие синонимы, как chief (вождь, начальник, глава), bellwether (законодатель моды, вожак), pacemaker (задающий темп), pacesetter (застрельщик, задающий тон). Иногда leader используется в значении метроном и даже кардиостимулятор. Не правда ли, это наводит на некоторые размышления о роли лидера?

Если искать аналогии лидерству в природе, то, по мнению известного зоолога Р.Л. Баскина, существуют две разные его формы: вожаки-лидеры и вожаки-руководители.

Вожаки-лидеры. Некоторые особи в стаде становятся примером для подражания в силу своей большей опытности. Остальные животные ориентируются на них в своем поведении. Такими лидерами становятся как самцы, так и самки. Вожаки-лидеры не применяют силу для поддержания своего авторитета, но соплеменники подражают их поведению и следуют за ними добровольно.

Вожаки-руководители. У других видов устанавливается определенная иерархия внутри группы, как правило, путем угроз и стычек друг с другом. Обладателю высшего ранга первому достается пища, самки, убежища. Существуют доминанты второго, третьего, четвертого уровней, которые уступают высшим рангам, но помыкают нижестоящими. В абсолютном большинстве случаев вожаками-руководителями в группе становятся взрослые самцы. Иерархическая структура время от времени перекраивается. Иногда для продвижения по рангам животные находят себе союзников.

Таким образом, в животном мире существует лидерство, основанное на доверии, и лидерство, основанное на силе. И то и другое эволюционно оправдано, так как оптимизирует поведение группы и использование ресурсов. Порой в группе есть и вожак-лидер и вожак-руководитель. Например, в табуне кобылиц жеребец идет позади и охраняет свое стадо от других жеребцов , защищает молодняк от хищников. Зато при переходах на новые места отдыха, кормежки или водопоя табун ведет старая кобыла.

На самом деле у людей тоже бывают лидеры двух типов – те, что уверенно идут к собственным целям порой в окружении толпы добровольных последователей, и те, кто нуждается в поддержке группы, что достичь собственных целей. В обоих случаях цели лидера и цели группы могут не совпадать.

Так что же характеризует лидера в понимании обывателя (к которым мы относим себя, так как не являемся профессиональными социологами)?

Качества, касающиеся его лично:

* Инициативность (генерация идей и экспериментирование)
* Решительность (отвага) и уверенность в себе
* Мотивация и целеустремленность
* Опытность

Лидерские качества тренируются или как стать настоящим лидеромКоммуникативные способности или качества лидера, важные для окружающих:

* Ответственность
* Харизматичность или обаяние
* Красноречие или способность побуждать, мотивировать
* Организаторские способности
* Педагогические способности

Являются ли эти качества врожденными? Давайте разбираться.

Инициативность. Именно эта способность в первую очередь претендует на роль Божьего Дара, полученного нами от рождения. Исследовательский инстинкт является одной из важнейших способностей, которым природа наделяет не только человека, но и других животных.

Безусловно, у кого-то из людей он может быть выражен в большей степени, но он никогда не отсутствует вовсе. Вспомните, чем занимается любой младенец, когда его выпускают из манежа. Он лезет всюду, куда его не просят, и тащит в рот все, что не приколочено.

Порой заботливые родители и прародители прикладывают колоссальные усилия к тому, чтобы отбить у своих потомков интерес к освоению нового, пытаясь оградить их от возможных опасностей. Напротив, если родители позволяют ребенку учиться на своих ошибках, рисковать и экспериментировать, а не только потреблять пережеванную, стерилизованную и дозированную информацию, у их потомков появляется шанс вырасти в лидера.

Так что сетовать на наследственность в данном случае не приходится.

Решительность и уверенность в себе. Робость и нерешительность равно как отвага и решительность в значительной степени формируются воспитанием. Запуганный ребенок, смирившийся с постоянными запретами, вряд ли сможет вырасти в настоящего лидера.

Интересно, что большинство отважных героев на самом деле испытывают страх и волнение в стрессовых ситуациях, но направляют свою энергию на преодоление вставших перед ними проблем. Кстати, адреналин, считается одновременно гормоном бегства и нападения. Так что от паники до подвига один шаг, который под силу многим.

Уверенность в собственных силах вырастает и у людей и у животных с каждой маленькой победой. Главное, чтобы сложность решаемых задач повышалась постепенно.

Мотивация и целеустремленность. Как говорится в пословице, осла можно привести к водопою, но никто не заставит его пить. Лидер проявляет свои лидерские качества только добровольно. Недаром даже появился термин «неформальный лидер». Он делает только то, чего сам страстно желает. Мотивированный лидер действует с полной самоотдачей.

Очевидно, что мотивированность определяется ситуацией. Даже, если на первый взгляд мотивация у человека отсутствует, ее можно пробудить, если суметь затронуть его глубинные ценности. Обычно лидер сначала загорается сам, а потом зажигает своей идеей всех окружающих.

Мотивацию скорее всего вообще не стоит рассматривать как лидерское качество, а лишь как необходимое состояние.

Опытность. Это качество не может быть врожденным по своей сути.

Вспомним советы старейшин, которые руководили племенем. Народ всегда связывал возраст с мудростью. Правда опыт не всегда приходит с возрастом, иногда возраст приходит один, как сказал, кажется, Юрий Сенкевич.

У большинства животных вожаками и лидерами становятся более зрелые опытные особи.

Но не все определяется возрастом. Очевидно, что более активные и деятельные индивидуумы обладают более разнообразным опытом, чем осторожные консерваторы.

Ответственность. Это важное качество для лидера, так как инициативы и решительности недостаточно для того, чтобы достичь цели. Важно довести начатое дело до конца, несмотря на трудности и опасности, встающие на пути.

К животным понятие ответственности неприменимо. У них существует родительский инстинкт, инстинкт самосохранения, но это не рассудочная деятельность, а наследственная программа. Собака, охраняющая чье-то имущество или спасающая раненых, не проявляет ответственности, а выполняет команду хозяина.

На наш взгляд, ответственность формируется воспитанием. Если ребенку с детства даются не только права и привилегии, но и определенные обязанности, если он убеждается на опыте в том, как много в жизни зависит от него самого, если он получает заслуженную похвалу и признание, из него вырастает человек, который не перекладывает на плечи других ответственность за собственную жизнь.

Кстати поначалу мы не отнесли ответственность к коммуникативным качествам, хотя истинная ответственность, как правило, подразумевает ответственность за других – семью, племя, род, группу людей.

Харизма, обаяние. Если прежде слово харизма означало некий мистический магнетизм, свойственный выдающимся личностям, то в современном понимании это слова все больше становится синонимом обаяния. Речь идет о привлекательности человека для большинства окружающих, их желании находиться в его обществе, прислушиваться к его мнению, обращать на себя его внимание.

Часто харизматики обладают выразительной внешностью, разнообразными дарованиями или ярко выраженной сексуальностью. Однако каждый из нас встречал харизматичных детей и стариков, которые, как известно, не обладают избытком половых гормонов, «серых кардиналов» с довольно невзрачной внешностью, а также очаровательных лентяев и бездельников.

Харизматики не всегда бывают белыми и пушистыми. Самые известные тираны вроде Ленина, Сталина, Гитлера и Муссолини обладали мощной харизмой.

Как правило, обладатели харизмы – это люди с развитым чувством собственного достоинства, уверенные в себе, ведущие себя естественно и свободно. Очень харизматичны маленькие дети. Это связано с их открытостью, искренностью и непосредственностью. Очень часто с возрастом непосредственность утрачивается, заменяясь социально ожидаемым поведением.

Такие качества как уверенность в себе, естественность, открытость можно возродить в себе, если человек понимает, что главное в жизни оставаться самим собой.

Лидерские качества тренируются или как стать настоящим лидеромКрасноречие. Как известно еще со времен Демосфена, даже косноязычный человек может стать очень красноречивым. Чем чаще человек практикуется в публичных выступлениях, тем быстрее растет его ораторское мастерство, особенно, если он к этому стремится.

Конечно, до сих пор даже среди профессиональных политиков и лекторов встречаются невероятные зануды, но это свидетельствует лишь о том, что у них не было хороших наставников и горячего желания овладеть искусством влияния на людей.

О красноречии у животных можно говорить лишь с большой натяжкой, так как у них нет членораздельной речи.

Организаторские способности. Это умение вряд ли может претендовать на то, чтобы считаться врожденным, хотя бы на том основании, что у животных оно практически отсутствует.

Сложная совместная деятельность больших групп животных описана у общественных насекомых (строительство сот, уход за потомством, добыча корма, возделывание плантаций, захват рабов …), общественных ткачиков (маленьких птичек, которые вьют гигантские коллективные гнезда), колониальных птиц (охота за косяками рыбы), бобров (строительство плотин), хищных млекопитающих и дельфинов (загонная охота). У некоторых существуют помощники.

Несмотря на кажущуюся разумность, такое поведение носит инстинктивный характер. Разделение ролей связано с полом, возрастом и физиологическим состоянием особей.

Руководство совместной деятельностью – достижение человеческой цивилизации, которое передается путем обучения. Карьера большинства руководителей представляет собой постепенное продвижение по ступенькам карьерной лестницы по мере накопления управленческого опыта.

Педагогические способности. В мире животных обучение чаще происходит путем подражания родительскому поведению, а не благодаря специальным урокам. Лишь у некоторых хищников родители приносят детенышам полузадушенную жертву, на которой те тренируют свои охотничьи навыки. Большая часть поведенческих особенностей заложена генетически. С опытом некоторые навыки совершенствуются.

У людей обучение играет ведущую роль в эволюции, которая у человечества уже давно идет не на генетическом, а на культурном уровне. Речь и письменность позволяют каждому новому поколению расти, стоя на плечах гигантов.

Народная мудрость гласит: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму». Существует даже специальный термин – обучение через вовлечение. Также известно, что для того, чтобы чему-то научиться, надо начать обучать этому других. Пока что-то объясняешь, сам понимаешь, что к чему. Для лидера очень важно, хотя и не обязательно, умение доходчиво объяснять, образно и наглядно иллюстрировать свои мысли, обучать других на практике.

Безусловно, такие способности и качества человека, как сила, ум, красота, ловкость и многие другие, в значительной мере обусловлены наследственностью. Они тоже играют заметную роль в формировании уверенности в себе, и, следовательно, способствуют проявлению лидерских наклонностей. Тем не менее, роль родителей и наставников в раскрытии лидерского потенциала человека является преобладающей.

Нам кажется, что главными лидерскими качествами у человека являются инициативность, решительность и уверенность в себе, а также опытность. Эти же качества мы можем обнаружить у вожаков среди животных. Ответственность, харизма, красноречие, организаторские и педагогические способности, т.е. качества лидера, направленные на группу, не свойственны животным. Эволюционно они возникают позже и лишь дополняют основные.

Итак, у нас есть две новости – хорошая и плохая. Начнем с хорошей – все люди рождаются с лидерскими задатками. Теперь плохая – если кому-то не повезло с родителями и наставниками, ему предстоит самому как следует потрудиться, чтобы пробудить в себе лидера и создать успешный собственный бизнес.

Что же делать?

В первую очередь, можно стать хорошим родителем собственному ребенку и помочь ему стать лидером. Кроме того, вполне возможно усовершенствовать собственные лидерские качества и помочь в этом своим партнерам по бизнесу и по жизни, если они к этому стремятся.

Об этом мы поговорим в следующий раз. Надеемся, что очень скоро. А пока подключайтесь к обсуждению этой животрепещущей темы.

Случайное видео:





С этим читают так же:

You can leave a response, or trackback from your own site.

Написать комментарий