Сергей Могучев: «Не мешать! – главный секрет руководства командой разработчиков»




Сергей Могучев: «Не мешать! – главный секрет руководства командой разработчиков»Успешный бизнес в сфере мобильной разработки – это не только маркетинг и инвестиции. Программный продукт – результат работы команды, и от того, сможет ли руководитель справиться с созданием такой команды, зачастую зависит прибыльность компании. Рынок мобильных приложений является самым молодым в сфере программного обеспечения, тем не менее, именно на него возлагаются большие надежды. Ежегодно число пользователей смартфонов и планшетов возрастает во всех странах мира. Магазины приложений, появившиеся только в 2008м, сегодня уже содержат миллионы различных программ, большую часть которых составляет развлекательный контент, годами приносящий доход разработчикам.

Тонкости менеджмента в сфере мобильной разработки обсуждаем с экспертом, Сергеем Николаевичем Могучевым, основателем AnixLLC, который на сегодняшний день является управляющим партнером компании.

Состав команды различается для мобильных и десктопных приложений?

Принципиальное ядро команды – программисты, в обоих случаях. Только в случае мобильной разработки требования к набору используемых технологий свои. Энтерпрайз-разработчику придется потратить существенное время на переквалификацию, если он решит уйти в мобильную разработку. В мобильной разработке, в сравнении с обычной, более важную роль играет маркетинг. Поэтому аналитики и маркетологи обязательно присутствуют в команде. Наличие профессионального дизайна – безусловное требование, поэтому здесь, как и в web-разработке присутствует дизайнер. Либо разработка интерфейсов отдается на аутсорсинг дизайн-студиям.

Современные тренды выделяют для тестирования отдельных сотрудников?

В мобильных приложениях сложно обойтись одним автоматизированным тестированием. В целом мировой опыт говорит о необходимости присутствия QA-менеджера в команде. Контроль качества продукта – отдельная сфера ответственности. Исследования показывают, что тестирование, произведенное программистом самостоятельно, не отвечает требованиям эффективности. Характер данной деятельности принципиально отличается от создания кода. Поэтому, хороший программист не равно хороший тестировщик. В России тестирование как профессия находятся сейчас в зачаточном состоянии, есть потребность в квалифицированных тестировщиках, но ее часто не понимают руководители с одной стороны, и на рынке труда практически нет опытных специалистов с другой.
Компания AnixLLC занимается разработкой мобильных приложений, в том числе разработкой игр. Основана в 2009 году. Могучев Сергей Николаевич – основатель и инвестор компании. В настоящий момент занимает должность управляющего партнера Anix LLC

Какие сложности существуют при работе с командой?

Основной продукт, приносящий прибыль компании – это результат совместного интеллектуального и творческого труда команды. Уровень сложности технологий и используемых абстракций часто зашкаливает. Поэтому важно поддерживать эффективность коммуникаций внутри команды. Нужно учить людей добиваться общего видения проекта, кристальной ясности требований, умению правильно формулировать вопросы и контролировать правильность понимания ответов.

Многолетний опыт программирования является преимуществом?

Специфика мобильной разработки в аддитивности. Первая версия продукта включает минимальную функциональность и должна быть выполнена быстро и качественно, она должна зацепить, попасть в цель. Если это произошло – в следующей версии добавляется еще функциональность, и т.д. Команде нужно уметь реализовывать свои идеи в таком режиме, выделяя приоритетные задачи, выполняя их качественно, не отвлекаясь на то, что запланировано в будущем. Получается, что написание кода и разработка требований к продукту идут параллельно с его изучением и анализом уже существующей аудитории.

Для программистов, которые приходят в мобильную разработку из энтерпрайза, по началу все это кажется хаосом: нет четких требований, документации, конечного видения продукта и даже приблизительных оценок в плане прибыли. Как следствие, молодые специалисты, которые еще в студенчестве выбрали именно мобильную разработку, чувствуют себя как рыбы в воде в условиях подобной неопределенности. А вот опытным специалистам, начинавшим в методологии RUP и крупных заказных проектах, в мобильной разработке бывает сложно сориентироваться.

Сергей Николаевич, чем отличаются разработчики в психологическом плане?

Мобильная разработка – работа, требующая от человека нацеленности на развитие. Потребность в постоянном изучении новых технологий, и использовании их на практике, приводит в профессию людей определенного склада. Это люди, способные осваивать новое и сложное самостоятельно, путем проб и ошибок. Не всегда они имеют профильное образование, но их портфолио или тестовое задание достаточно сообщает об уровне профессионализма.

Здесь существует и оборотная сторона медали – если в текущем проекте отсутствует элемент профессионального развития для конкретного сотрудника, он может уйти в более интересный проект, в другую компанию. И деньги тут не всегда способны сыграть решающую роль. А замена разработчика в проекте обходится компании очень и очень дорого.

Какие качества должны быть присущи руководителю в мобильной разработке?

Менеджер проекта, в первую очередь должен уметь четко поставить задачи, а затем, в определенной степени, не мешать людям работать. Это касается, например, избыточного контроля программного кода. Такое желание часто возникает у молодых руководителей, в недавнем прошлом, являвшихся разработчиками. Другой задачей в плане «не мешать» является создание надежной преграды между заказчиком и разработчиками в лице руководителя. Именно на менеджмент возлагается обязанность вести переговоры с клиентами и партнерами, сколь бы сложными в техническом плане они ни были. Если какие-то вопросы начинают решать разработчики напрямую с заказчиком, это показатель недоработки управленца, и крайне низкой эффективности менеджмента.

Как уберечь команду от конфликтов и текучки?

На первом месте я бы поставил достойную оплату труда. Хорошие специалисты дорого стоят, и это нормально. В атмосфере тотальной экономии можно просуществовать в режиме стартапа какое-то время. Но мы знаем, что только 2% стартапов выживает. Поэтому, если есть возможность инвестировать – нужно это делать.

Помимо этого, нематериальная мотивация также играет определенную роль. Для разработчиков она заключается в интересных проектах, возможности развиваться, посещать различные ИТ-конференции, помогающие быть в курсе современных технологий. Важно и отсутствие различных демотивирующих факторов. В компании, где напряженные телефонные переговоры менеджеров в фоновом режиме слушает весь отдел разработки, качество кода ожидаемо снижается, а психологический дискомфорт заставит программистов задуматься о поиске другой работы.

Эксплуатируя модный тренд open-space помещений, не следует забывать о поддержании в них рабочей тишины. Помимо этого, задача управленца поддерживать доверительные отношения с каждым из своих сотрудников в индивидуальном порядке, если позволяет размер компании. Многие проблемы можно решить в конструктивном ключе, при наличии заинтересованности в сохранении команды.





С этим читают так же:

Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Диагностики в настоящее время не допускается.

Написать комментарий