Генри Форд — история успеха знаменитого бизнесмена автомобилестроителя (3 часть)




Генри Форд — история успеха знаменитого бизнесмена автомобилестроителя (3 часть)Генри Форд — история успеха знаменитого бизнесмена автомобилестроителя (3 часть)

После его смерти о нем были опубликованы сотни статей, написаны десятки биографий. Что же собой представлял человек, ставший символом американского автомобилестроения?

Самым важным делом в своей жизни Генри Форд считал работу. Когда кто-либо из его сотрудников говорил ему, что дескать это невозможно сделать, то Форд всегда отвечал одно и то же: «Тем больше причин пробовать!» Он любил повторять, что в цивилизации нет места тунеядцам.

Не имея высшего экономического образования, не будучи ни историком, ни политологом, он чувствовал, что для стабильного поступательного развития американского общества необходимо создать средний класс, то есть ту категорию людей, которая будет «гасить» социальные проблемы и противоречия в обществе и одновременно станет емким рынком для товаров длительного пользования.

Он никогда ничего не делал «на глазок», добиваясь от своих сотрудников, чтобы прежде чем принимать какое-либо решение, они проводили необходимые исследования, составляли подробный план работы и детальную смету расходов.

Всю жизнь он ломал привычный для американцев стереотип мышления и образ жизни, часто говоря, что не нужно бояться будущего, ибо страх перед будущим ограничивает развитие любого дела. Генри Форд говорил, что если в каком-либо деле был достигнут успех, то ни в коем случае нельзя останавливаться на достигнутом, ибо успех должен побуждать к новому успеху.

Он ненавидел банкиров и биржевых дельцов, считал их спекулянтами, жуликами и пройдохами, которые паразитируют на трудящейся Америке. Все свои инвестиции в расширение производства он делал из прибыли предприятия, всегда продавая автомобили за полный наличный расчет.

Будучи уверенным, что для развития предпринимательства профсоюзы являются «большим злом», он всеми доступными способами пытался не допустить создания профсоюзов на своих предприятиях, вплоть до использования внутренней полиции и трудовых шпионов. Даже после того, как его конкуренты «Дженерал моторс» и «Крайслер» подписали соглашение с профсоюзом «Объединенных автомобильных рабочих», Генри Форд в 1941 году, когда в «Форд мотор компани» профсоюзы уже фактически существовали, серьезно подумывал о закрытии своих заводов.

Автомобильный «король» очень любил давать интервью и собирать экспонаты, наглядно иллюстрирующие историю развития «Форд мотор компани».

Так, например, будучи уже известным промышленником, он распорядился Заказать прихожую и отыскать и выкупить свой первый автомобиль, проданный когда-то Ч. Эйнсли. Специалисты Форда нашли и отреставрировали «исторический экземпляр». Ныне он находится в музее фирмы. Там же находится та самая паровая молотилка, которая стала для молодого Генри Форда поводом для занятия самостоятельным «инженерным» делом. Накануне своего шестидесятилетнего летнего юбилея он попросил найти ее, ибо № 345 запомнился ему на всю жизнь. Исполнительные сотрудники отыскали столь милую сердцу автомобильного магната молотилку, отремонтировали и восстановили ее. В день своего шестидесятилетия Генри Форд взгромоздился на столь полюбившуюся ему сельскохозяйственную машину и поехал молотить.

В жизни основателя американского автомобилестроения был период, когда он стремился убедить общественность, что может с успехом заниматься политической деятельностью.

Так, в годы Первой мировой войны автомобильный «король» решил заняться пацифистской и миротворческой деятельностью. В 1915 году он снарядил «Корабль мира», будучи наивно уверенным в том, что участники плавания, достигнув Европы, путем постоянных переговоров с представителями воюющих сторон смогут остановить кровопролитную войну. Естественно, что такая акция ничего кроме недоуменных снисходительных улыбок не вызвала. В 1918 году Генри Форд даже выдвигал свою кандидатуру на выборах в сенат США от штата Мичиган, но проиграл их.

В своем образе жизни магнат не отличался от американских миллионеров того времени ни большой скромностью, ни чрезмерным пристрастием к роскоши. Иногда в своем доме он давал балы, на которые наряду с членами европейских королевских семей приглашались сотрудники его фирмы. Они воочию могли увидеть полотна Тициана, уникальные исторические экспонаты, собранные семьей Фордов, которыми те, кстати, пользовались в повседневной жизни как обыкновенными вещами. Среди них был обеденный стол, принадлежавший французской королеве Марии Антуанетте, ковры Людовика XIV, столовая серебряная посуда, которой пользовалась Екатерина II, и многое другое.

Одним из его «не автомобильных» интересов была соя, технологию длительного хранения которой он пытался разработать. Автомобильный «король» написал книгу афоризмов, некоторые из которых настолько остроумны, оригинальны и едки, что их и сегодня интересно читать Их подборка в наши дни содержится в особом разделе сайта корпорации в Интернете.

Автомобильный магнат был очень энергичным и подвижным человеком. Например, он никогда не пользовался лифтом, а по лестницам своего многоэтажного офиса всегда быстро поднимался и спускался только пешком. Однако своим сотрудникам он говорил, что не нужно быть постоянно «на ногах» и, если есть возможность присесть, то стоит садиться, а если же есть возможность прилечь, то желательно лечь. Так, в его кабинете рядом с письменным столом стояла кушетка, и Генри Форд иногда даже проводил совещания, лежа на ней.

Генри Форд — история успеха знаменитого бизнесмена автомобилестроителя (3 часть)Уже на закате своей жизни в 1936 году, предвидя, что после его смерти наследникам придется платить большие налоги с полученного ими состояния, оценивавшегося почти в 1 млрд. долларов, он создал «Благотворительный фонд Генри Форда». Фонд, которому были переданы акции «Форд мотор компани», принадлежал… семье Генри Форда. Благодаря этому грамотному юридическому приему, примененному, кстати, впервые в США, наследники автомобильного «короля» избежали уплаты громадных налогов.

Многих сподвижников и единомышленников автомобильного магната, проработавших с ним не один десяток лет, многие журналисты и писатели после его смерти просили охарактеризовать Генри Форда как личность и делового человека. Общим в их ответах было то, что, несомненно, Генри Форд ¾ великий человек, характер и личностные качества которого практически не поддаются анализу. Они отмечали, что Форд своими вопросами и предложениями постоянно ставил своих сотрудников в тупик. Им иногда казалось, что автомобильный «король» наделен даром провидца и прорицателя, видящим будущее Америки на десятки лет вперед.

Но наиболее емко о Генри Форде сказал Д. Коузен, который вместе с ним проработал много лет, с самого первого дня основания «Форд мотор компани». По его мнению, Генри Форд был гений, а личность гения невозможно проанализировать.

Возглавив корпорацию, Генри Форд II возобновил производство гражданских автомобилей. Разобравшись в проблемах, стоявших перед корпорацией, он понял, что для успешного и поступательного развития фирмы необходимо перестроить ее деятельность, провести серьезную реорганизацию. Он пригласил на работу группу системных аналитиков, только что уволившихся со службы в ВВС США, во главе с Робертом Макнамарой, который, кстати, впоследствии станет президентом «Форд мотор компани», а затем министром обороны США в правительстве Джона Кеннеди.

Под руководством Генри Форда II экономические показатели работы корпорации стали заметно улучшаться. В 1956 году он принял очень важное для будущего своей фирмы решение, разместив ее акции на американском фондовом рынке. Полученные от их продажи средства были направлены на строительство нескольких заводов за рубежом.

Генри Форд II не был, в отличие от своего великого деда, выдающимся изобретателем и инженером, но он был талантливым организатором, исключительно много занимавшимся вопросами стратегического развития «Форд мотор компани». В годы его руководства корпорацией на мировой автомобильный рынок были выпущены модели «Мустанг» и «Тандербирд», ставшие наравне с «Фордом-Т» легендарными автомобилями. Он первым стал продавать машины в кредит.

В 1959 и 1977 годах произошли памятные события в жизни корпорации — 29 апреля 1959 года был произведен пятидесятимиллионный автомобиль, а 15 ноября 1977 года выпущена уже стомиллионная машина!

Однако, к сожалению, в отличие от своего деда и отца Генри Форд II в личной жизни не был однолюбом. Так, вскоре после того как он познакомился на одной из парижских вечеринок с итальянкой К. Остин, он бросил семью и женился на ней. Но на этом поиски «семейного счастья» для автомобильного магната не закончились. Некоторое время спустя он снова женился, на этот раз на фотомодели К. Дюросс. Однажды он управлял автомобилем в ее обществе будучи до такой степени пьяным, что остановивший машину полицейский вынужден был надеть на него наручники и доставить в ближайший полицейский участок. За опасное вождение автомобиля в нетрезвом виде Генри Форд II был приговорен судом к двум годам тюрьмы условно. (Как известно, с американским правосудием «договариваться» столь же бесполезно, как вести переговоры с электрической розеткой.) Злоупотребление алкоголем Генри Фордом II дошло до того, что однажды он даже потерял сознание на улице, упал на асфальт, разбив при падении лицо. Новые женитьбы испортили его отношения с детьми, с которыми он стал все реже и реже встречаться.

После его ухода в 1979 году из руководства «Форд мотор компани» в период с 1979 по 1999 год корпорацией руководили наемные управляющие.

В последние годы своей жизни Генри Форд II жил один. Он увлекся астрономией и астрологией, стал высчитывать магические даты в мировой истории. Его смерть в возрасте 70 лет в 1987 году, казалось, не огорчила ни его бывших жен, ни его детей.

В 1996 году день 8 октября отмечался сотрудниками корпорации особо, ибо в этот день был произведен двухсотпятидесятимиллионный фордовский автомобиль.

В настоящее время «Форд мотор компани» управляет правнук основателя корпорации Уильям Клей Форд-младший, который был избран на должность председателя Совета директоров 1 января 1999 года. Он много занимается спортом, хорошо играет в хоккей, теннис, имеет «черный пояс» по каратэ. Большое значение новый руководитель придает развитию сотрудничества с Россией, которую, кстати, в свое время посетили как Генри Форд I, так и Генри Форд II.

В разные периоды отношений между СССР, Россией и США связи «Форд мотор компани» с нашей страной складывались по-разному. Еще на заре автомобилестроения Генри Форд I рассматривал российский рынок как исключительно емкий и перспективный для реализации на нем своих автомобилей. На российских дорогах первые фордовские машины появились еще… в 1907 году. В тот же год было открыто представительство фирмы в Санкт-Петербурге. В 1911 году три автомобиля производства «Форд мотор компани» приняли участие в автопробеге на Императорский приз по маршруту Санкт-Петербург — Севастополь.

В 1929 году Генри Форду I Советское правительство предложило принять участие в развитии советской автомобильной промышленности. За короткий период времени при помощи «Форд мотор компани» были построены автомобильные заводы в Москве и Нижнем Новгороде, а также предприятие по выпуску тракторов в Сталинграде. Но на этом сотрудничество с «Форд мотор компани» не закончилось. В 1999 году произошло знаменательное событие как для российских автолюбителей, так и для «Форд мотор компани» — подписание инвестиционного соглашения с правительством России о строительстве недалеко от Санкт-Петербурга автомобильного завода мирового класса.

Отличительной чертой развития корпорации в настоящее время является проведение работ по разработке и созданию автотранспортных средств третьего тысячелетия на базе применения экологически чистых технологий и использования двигателей с повышенной топливной эффективностью.

Корпорация «Форд мотор компани», которая в 2003 году будет отмечать столетний юбилей своего основания, в наши дни является одной из крупнейших автомобилестроительных фирм мира. Она была пионером в области массового производства автомобилей, кардинально изменивших образ жизни сотен миллионов людей по всему миру, и до сих пор по многим направлениям автомобилестроения остается бесспорным лидером.

Фамилия же ее основателя — Форд стала своеобразным символом технического прогресса, неиссякаемой предпринимательской энергии и американского образа жизни.





С этим читают так же:

You can leave a response, or trackback from your own site.

Написать комментарий