Генри Форд - история успеха знаменитого бизнесмена автомобилестроителя (1 часть)
Еще со времен производства первых автомобилей в США фамилия Форд является символом автомобилестроения, технического прогресса и американской промышленной мощи.
В наши дни на более чем на ста заводах корпорации «Форд мотор компани», расположенных почти в 30 странах, работают около 350 тыс. человек, выпускающих свыше 7 млн. автомобилей, грузовиков и автобусов в год на сумму более чем 140 млрд. долларов (что составляет почти 50 процентов ВВП России). Прибыль корпорации превышает 6 млрд. долларов в год.
Корпорация состоит из следующих производственных филиалов: «форд», «линкольн», «меркьюри», «астон мартин», «лэнд ровер, «ягуар», «вольво», «мазда», а также технических и сервисных служб, которые осуществляют эксплуатационное обслуживание и ремонт автомобилей, произведенных корпорацией («кволити кэа» и «квик фит»), продают машины в кредит («форд кредит») и сдают их в аренду («хертц»).
Семье Фордов принадлежит контрольный пакет акций корпорации, который составляет почти 40 процентов ее акционерного капитала. Председателем Совета директоров «Форд мотор компани» является Уильям Клей Форд-младший — правнук легендарного основателя фирмы Генри Форда.
Как известно, промышленные «империи» не возникают сами по себе по мановению волшебной палочки могущественного чародея, а создаются многолетним упорным трудом десятков тысяч людей. Такой же долгий и трудный путь в своем развитии прошла и «Форд мотор компани».
Всемирно известный основатель корпорации — Генри Форд родился 30 июля 1863 года на ферме «Спрингсвеллс Тауншип», находящейся около г. Дирнборн (штат Мичиган), в семье ирландского иммигранта, переехавшего на американский континент в 1847 году, и был одним из восьми детей Уильяма Форда и Мэри Литогот.
Отец Генри Форда сначала работал поденщиком, плотником, а затем, скопив денег, купил небольшой участок земли недалеко от маленького городка Дирнборн, расположенного в несколько милях к западу от г. Детройт (штат Мичиган), где и основал свою ферму.
Как и все дети, маленький Генри ходил в школу, однако ему так и не удалось получить хорошее образование (он до конца своих дней писал с ошибками), так как учащиеся всех восьми классов занимались в одной комнате, а учебной программы, как таковой, не было. Когда же наступала пора или сажать урожай или же его убирать, школьный учитель уходил на работы в поле, а вместо него преподавать оставалась его жена. Естественно, посещая такую школу, никакие глубокие знания получить было невозможно.
Откуда же у маленького мальчика возник интерес к технике, появилось желание изобретать, своими руками ремонтировать и делать какие-либо механические устройства?
С большой долей уверенности можно утверждать, что несколько событий очень сильно повлияли на формирование интересов юного Генри.
Первое произошло с ним в 1872 году, когда, работая на семейной ферме, которая, кстати, в 1876 году была признана лучшей в округе, он упал с лошади и сильно ушибся. Тогда девятилетний мальчуган впервые сказал родителям, что хорошо было бы сделать такое надежное транспортное средство, такую машину, где не использовалась бы сила животных, и с которой нельзя было упасть. Другим событием, имевшим место в 1876 году, было «зрелище» мчащегося паровоза, впечатление от которого сохранилось в памяти Генри Форда на многие годы.
Когда ему в 1879 году исполнилось шестнадцать лет, он отправился в Детройт, для того чтобы найти там работу. Более трех лет молодой Генри трудился в механической мастерской подмастерьем, а по ночам подрабатывал, ремонтируя часы. В те годы он впервые увидел двигатель внутреннего сгорания и понял его устройство. Но работа и жизнь подмастерья будущего автомобильного «короля» не устраивала и он вернулся обратно домой на родительскую ферму.
Буквально на следующий день после своего возвращения он увидел, что около амбара соседнего фермера собрались несколько человек, а сам хозяин пытался запустить в ход только что купленную им сельскохозяйственную машину — паровую молотилку. Юный Генри вызвался помочь соседу научиться управлять новинкой, рассказал о ее устройстве.
Генри Форд сразу сообразил, что мало кто в округе в случае какой-либо поломки сможет отремонтировать подобную машину. Он собрал в свой чемоданчик все инструменты, необходимые для обслуживания и ремонта в то время весьма незатейливой и далекой от совершенства сельскохозяйственной техники, и отправился сначала к знакомым фермерам, а затем и по всему штату, везде ремонтируя, чиня и исправляя многочисленные поломки и дефекты. Эта работа кроме хорошего заработка дала Генри Форду большой технический опыт и знания, которые ему очень пригодились в будущем. Очевидно, что ремонтируя многочисленные косилки и молотилки, молодому человеку приходили на ум различные новые технические идеи и решения, которые он однажды решил претворить в жизнь, сделав нечто вроде трактора, установив на шасси от косилки паровой двигатель.
В 1888 году Генри Форд женился на Кларе Брайент, с которой был знаком с раннего детства, ибо фермы Фордов и Брайентов находились недалеко друг от друга. По настоянию Г. Форда молодожены переехали в Детройт, где он устроился на работу в «Электрическую компанию Эдисона», в которой трудился вплоть до середины 1899 года. Не имея никакого технического образования, никогда не учившись в университете, опираясь только на практические знания, полученные им во время работы в механической мастерской, Генри Форд за несколько лет стал одним из ведущих инженеров фирмы Эдисона. Но работа не занимала все его внимание, время и силы. Он все чаще и чаще подумывал о создании индивидуального транспортного средства, которое бы приводилось в движение каким-либо механическим устройством.
В 1893 году в семье Фордов произошло два памятных события: во-первых, у них родился сын Эдсел, а во-вторых, после нескольких лет экспериментов Генри построил то, что в наши дни можно было бы высокопарно назвать прообразом современного автомобиля, который тогда скорее напоминал ящик на колесах, приводимый в движение самодельным бензиновым двигателем.
Невиданное в те времена транспортное средство, которое издавало много шума и пугало не только людей, но и лошадей, стало событием в жизни Детройта. Как только Форд где–либо на нем останавливался, его сразу же окружала толпа любопытных, желающих потрогать необычную самодвижущуюся тележку. Если же молодой изобретатель оставлял ее на улице, то сразу же находились желающие на ней поездить. В конце концов Генри Форд стал носить с собой цепь, на которую привязывал свое изобретение к фонарному столбу, если ему надо было оставить его на улице без присмотра.
Городские власти не оставили без внимания появившееся на улицах города новое транспортное «чудо». Несмотря на то что в то время водительских удостоверений, дающих право управлять автомобилем просто не существовало, не говоря уже о том, что не было ни дорожной полиции, ни правил уличного движения, чиновники обязали будущего «автомобильного короля» получить специальное разрешение на управление самодвижущимся экипажем. Таким образом, Генри Форд официально стал первым водителем Америки!
Создав свой первый автомобиль, Г. Форд на этом не остановился. Он задумал построить новую, улучшенную модель, но для этого нужны были средства. За 200 долларов (большие по тем временам деньги) изобретатель продал свое «детище» детройтскому знакомому Чарльзу Эйнсли.
На полученные деньги Генри Форд в 1896 году в сарае за домом № 58 по Багли авеню в Детройте, в котором он жил, построил свой второй автомобиль. Новый самодвижущийся экипаж получил название «квадроцикл» за то, что имел двигатель мощностью в четыре лошадиные силы, установленный на раме от детской коляски на четырех велосипедных колесах. На новой машине Генри Форд ездил по Детройту, а затем продал ее так же, как и первую.
Начинающий предприниматель понимал, что для массового выпуска автомобилей необходим начальный капитал. Для организации производства Форд нашел нескольких энтузиастов, увлекшихся, так же как и он сам, идеей изготовления автомобилей для продажи. В 1899 году они создали «Детройтскую автомобильную компанию» (переименованную затем в «Компанию Генри Форда»), в которой Генри Форд был не только главным инженером, но и пайщиком. Целью компаньонов Форда было набирать как можно больше заказов и продавать машины по максимально высокой цене. Главный же инженер стремился к созданию автомобиля такой конструкции и цены, чтобы новое транспортное средство стало доступным не только богатым, но и людям со средним достатком. Тем не менее, несмотря на внутрифирменные разногласия, в период с 1899 по 1902 год предприятие выпустило двадцать пять автомобилей, на одном из которых известный в то время велосипедный гонщик Б. Олдфилд установил рекорд скорости, сделав фамилию Форд известной по всей Америке!
Стремясь воплотить свои производственные и инженерные идеи, в 1902 году Генри Форд вышел из состава учредителей предприятия, которое затем было преобразовано в фирму «Кадиллак», ставшую в 1909 году подразделением «Дженерал моторс».
Для дальнейшей работы будущий промышленник арендовал в Детройте одноэтажный сарай в доме № 81 на Парковой площади, в котором работал над усовершенствованием четырехцилиндрового двигателя внутреннего сгорания, придумывал новые узлы и детали машин.
Следующий, 1903 год, в жизни Форда стал особым. Найдя одиннадцать единомышленников, которые так же, как и он сам, разделяли его идею производства массового автомобиля, собрав в качестве уставного фонда по тем временам большую сумму — 28 тыс. долларов, Генри Форд основал автомобилестроительную фирму, название которой сегодня известно каждому — «Форд мотор компани».
Первый выпущенный автомобиль назвали «Форд-А». Первая буква алфавита в его названии означала, что покупателям предлагается первая модель машины, к выпуску которых приступила «Форд мотор компани». В будущем прибавляемые к фамилии Форд в названии другие буквы, например К или Т, будут означать последующие модели автомобилей.
«Форд-А» представлял собой открытую двухместную машину, очень напоминавшую коляску и приводившуюся в движение двухцилиндровым мотором мощностью в восемь лошадиных сил. На первых машинах этой модели были установлены велосипедные колеса, а управлялись они не привычным для современных автомобилистов рулевым колесом, а рукояткой, похожей на лодочный руль. Чтобы повернуть машину налево, рукоятку нужно было повернуть направо и наоборот.
В газетах «Форд-А» рекламировался как автомобиль, созданный специально для ежедневного использования, на котором можно ездить как на работу, так и на отдых за город. Но лучшей рекламой для «Форд мотор компани» стал гоночный поединок между Генри Фордом и чемпионом США по автомобильным гонкам кливлендским спортсменом Александром Уинтоном. Состязание, проходившее на детройтском ипподроме Грит-Пойнт, закончилось победой Форда. Кроме того, начинающий промышленник на созданном им автомобиле «Стрела», промчавшись по льду замерзшего озера Сент-Клэр, установил в 1904 годурекорд скорости ¾ 147 км/час. Новый рекорд стал престижной рекламой для молодой фирмы.
Генри Форд как творческая личность, изобретательный производственник и новатор не остановился на достигнутом. В течение 1903¾1908 годов были выпущены автомобили моделей А, B, C. F, N, R, S, K, в каждой из которых были применены по тем временам новые инженерные, конструкторские и технологические решения в области автомобилестроения. В 1906 году Форд начинает разрабатывать машину модели «Т», которая в конце 20 века автомобильными экспертами всего мира единогласно будет признана «автомобилем столетия».
Разрабатывая модель «Т», Форд поставил перед собой задачу создать такой автомобиль, который станет воистину «народным», то есть будет доступным большинству американцев по цене, которая, по его замыслу, должна быть ниже 1000 долларов, то есть в два раза дешевле, чем автомобили аналогичного класса, выпускаемые конкурентами. Примечательно, что в 1927 году эта модель стоила уже менее 300 долларов!
Что же с технической точки зрения представлял собой «Форд-Т»?
Кузов был смонтирован на раме, изготовленной из ванадиевой стали. Выбор сорта стали не был, естественно, случайным. Промышленник хотел, чтобы автомобильная рама кроме того, что она должна быть исключительно прочной, должна бы быть по возможности легкой. Использовать ванадиевую сталь Форду подсказал следующий весьма трагический случай. Однажды, в 1905 году, он принимал участие в автомобильных гонках в Палм-Биче, где его машина столкнулась с автомобилем французского производства. В результате аварии иностранная машина была сильно повреждена. Сам же Генри Форд, осматривая ее многочисленные поломки, машинально поднял с земли какой-то искореженный небольшой кусочек металла, который, как ему тогда показалось, имел весьма незначительный вес. Он отдал свою находку технологам, попросив как можно точнее установить состав металла и определить технологию его изготовления. Через несколько дней результаты химического анализа удивили промышленника, так как сталь содержала большое количество ванадия. Форд сразу понял, что при производстве его машин необходимо использовать этот сплав. Однако ни один из американских сталелитейных заводов не выплавлял ванадиевую сталь. Если такого производства не было, то его надлежало создать. Генри Форд пригласил из Великобритании специалиста, который знал технологию производства этого сплава в заводских условиях. С большим трудом после переговоров с многочисленными владельцами сталелитейных предприятий был найден небольшой завод, расположенный в г. Кантон (штат Огайо), хозяин которого согласился выплавить пробную партию ванадиевой стали. Причем Генри Форд обязался, в случае, если «эксперимент» повлечет за собой порчу какого-либо оборудования, компенсировать владельцу предприятия все убытки. В конце концов, после нескольких пробных плавок сталь нужного качества была получена. Форд был доволен выплавленной сталью, из которой в течение многих лет будут изготавливаться не только рамы его автомобилей, но и многие другие их части.
Что касается технических и ходовых характеристик модели «Форд-Т», прозванной американцами «жестянкой Лиззи», то она была оснащена четырехцилиндровым двигателем мощностью в 20 лошадиных сил и могла разгоняться до скорости 70 км/час. Вес автомобиля составлял 600 кг. На нем была установлена двухскоростная коробка передач. Впервые рулевое колесо было размещено слева, что создавало лучшую возможность для водителя следить за встречным движением. До этого нововведения считалось, что руль в автомобиле должен быть расположен обязательно справа, чтобы можно было лучше видеть пешеходов.
Управление «Фордом-Т» в принципе было простым. Однако для современного водителя оно может показаться необычным. Так, например, в салоне отсутствовал рычаг переключения передач, а назначение трех педалей было иным. При помощи левой педали осуществлялось переключение передач, средней включался задний ход, ну а правая педаль служила тормозом. Причем нажатая левая педаль включала первую передачу, а в отпущенном же состоянии — вторую. Функцию же педали газа выполнял рычажок, который находился под рулем. В некоторых штатах из-за «своеобразности управления» власти даже ввели специальное водительское удостоверение для управления «Фордом-Т». К большому сожалению, для многих поклонников «жестянки Лиззи» она имела серьезный конструкционный недостаток. Вследствие того, что бензобак находился под передним сиденьем и бензин поступал самотеком в мотор (бензонасос в то время еще не был изобретен), на подъемах машина глохла. Для того чтобы их преодолевать, водителю нужно было ехать… задним ходом!
Автомобили модели «Т» выпускались в период с 1908 по 1927 год. Было продано более 15 млн. машин, причем около 10 тыс. экземпляров остаются «на ходу» до сих пор. Для того чтобы увеличить количество выпускаемых автомобилей, в 1913 году на заводе в Хайленд Парк (штат Мичиган) впервые в мире было внедрено конвейерное производство.
Продолжение следует ..
С этим читают так же: