Манипуляция общественным мнением: какая она бывает
Каждый человек живущий на земле когда-либо врал, возможно Вы знаете знаменитую фразу доктора Хауса «Everybody lies» (рус. «Все врут»). Психологи говорят, что враньё начинается с малых лет, и зачастую оно может быть бессмысленным. В современном обществе существуют профессии, когда по долгу службы человеку приходится преступаться с собственными принципами (если таковые существуют) ради коммерческой выгоды.
Трудно таких людей осуждать, потому как иногда мы сами нуждаемся в их услугах. Существует некая круговая порука, когда на ложь отвечают ложью, это можно назвать общественным договором, когда на комплимент вы отвечаете комплиментом – это проявление вежливости, оно необходимо, если вы разговариваете с коллегой, знакомым или близким вам человеком.
Зачастую вы убеждаете другого человека пойти с вами куда-либо, вы приводите доводы, которые по вашему мнению заставят человека сделать именно то что вы хотите. Эти доводы представляют для него некую выгоду, которую он может из всего этого извлечь. Вы стараетесь манипулировать чужим мнением и поведением.
Величайшими манипуляторами всех времен считались политики, которые своей харизмой вели за собой толпу, сейчас это горстка пиар-специалистов, которые при нужном финансировании могут поднять рейтинг любому грамотному и приятно выглядящему человеку (ярчайший пример Барак Обама).
В этой статье пойдет речь о манипуляции общественным мнением.
Существует множество методов по приведению человека к определенному мнению, рассмотрю только 9 из них.
Внушение
Журналист пишущий статью использует наибольшее количество фактов которое ему доступно с приписыванием собственного мнения по каждому рассматриваемому вопросу. Чем «авторитетнее» журналист (или издание), тем больше прислушается к нему лиц из числа прочитавших или знающих о смысле его статьи. Обычно в СМИ, человек написавший материал о политических движениях и событиях, должен не нарушать редакционную политику, вы никогда не увидите в «левой» газете строчку типа «Капитализм это классно».
Во время грузинской войны в августе 2008г. практически все СМИ Запада говорили о вторжении России на территорию Грузии. В начале 2009г. эта информация была опровергнута европейскими организациями. Разумеется об их решении рассказывали только пророссийские СМИ. В умах простого населения первого мира Россия осталась диким и неясным агрессором.
Перенос частного факта в сферу общего, в систему
Например связывание роста числа самоубийств с мировым финансовым кризисом. Сухие цифры статистики не говорят нам, почему люди вошедшую в эти печальные данные покончили с собой. Часть из них действительно потеряли работу, имущество и нашли решение в окончании своей жизни, другая часть возможно была психически неуравновешенна (из за наркотиков, алкоголя, психических расстройств), и весна сделала своё «дело». Но многие блогеры и журналисты, которые сейчас пишут говорят что именно кризис стал причиной ростуа числа убийств, изнасилований и т.д.
Такого рода данные «шокируют» обывателя, и зачастую заставляют его поделится информацией с другим человеком. Увеличение популярности издания или мнения – главная задача СМИ.
Использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации
Как уже сказано в названии данной темы, слухи и домыслы широко используются во время войн, политических конфликтов и нестабильной ситуации в обществе. Иногда слухи становятся фактами, но до этого времени они играют очень важную роль, и могут спокойно использоваться средствами массовой информации. Во время военного конфликта в Грузии в 2008 году, каждый час появлялись данные о танках движущихся на Тбилиси, о системах залпового огня которые использует Россия против мирных грузин, о покушении на Михаила Саакашвили, и конце-концов о том, что именно Россия ввела войска в Южную Осетию в день открытия Олимпиады в Китае.
Слухам нельзя доверять, их можно иметь ввиду, необходимо осторожно относится к заявлениям типа «По непроверенной информации…», «По неуточненным данным…» и т.д. Данные формулировки часто испольются на телевидении, это даёт им некую свободу в дальнейшем трактовании события. Бывает что информация поступившая уже после этих слов может настолько шокировать человека, что он воспримет представленные ему «данные» как факт. В разное время многие СМИ писали о смерти лидера Кубинской революции – Фиделя Кастро, теперь многие люди относятся к такой новости как шутке, потому как данного рода информация дискредитировала себя за многие годы.
Метод под названием «нужны трупы».
Метод в основе которого лежит задача показа сцен секса, насилия, крови и т.д. Эти вещи подсознательно влияют на человека, особенно на неокрепшую психику ребенка. У нормального человека возникает вопрос – «Как это возможно?», «В какой стране мы живём?», «Что за люди вокруг меня?», данные вопросы заставляют некоторых нервничать, а для людей с расстроенной психикой и вовсе является руководством к действию. Многие слышали о «подрожателях» серийных маньяков, не будь информации в СМИ, жертв возможно удалось бы избежать. Канечно есть вещи, которые следуют знать многим людям, – это информация об опасности которая их ждет на улице, но трансляция сцен пыток и насилия над детьми в дневное время, даже в заретушированном виде, крайне опасна для человека.
Такого рода информация широко раскрывается на одном российском телеканале , где в сетке вещания находятся криминальные сериалы, сводки и документалистика.
Метод «страшилок»
Запугивание.Обычно используется в рассказе об оппоненте, мол его действия в дальнейшем могут привести к краху политической системы и т.п. Данный метод широко использовался в предвыборных компаниях кандитатов Обамы и Маккейна.
Маккейн говорил о том что Обама приведет страну к социализму, а его неопытность приведет к тяжелым последствия для всей страны.
Обама в свою очередь не сильно критиковал своего политического противника, за него это делали СМИ. СМИ : Маккейн стар, он республиканец как и Буш мл., он будет вести страну тем же курсом что и прежний президент.
В итоге граждане США остановились на выборе молодого грамотного сенатора, который не разу не принимал важное решение в масштабах страны.
Замалчивание одних фактов и выпячивание других
Пиар-агенты во время предвыборных компании всегда говорят о лучших сторонах своего кандидата, и стараются не комментировать слухи которые могут навредить их клиенту. В 21 веке о нелицеприятных фактах можно узнать только в Интернете – последнем островке свободы в этом мире, где электронная книга купить которую можно за небольшие деньги - сегодня является символом века новых технологий.
Во время военных конфликтов воюющая сторона говорит о своих локальных победах, использует слухи и иногда факты для ухудшения собирательного образа противника.
Данный метод нельзя связывать с ложью. Сторона предоставляет только те данные, которые подтверждены и положительно влияют на её имидж или любые другие параметры.
Многократные повторы
Каждый день с экранов телевизора доносится одна и таже реклама, её смысл заключается в постоянном напоминании о сущестовании продукта, который вам необходимо приобрести. Зачастую она не несет никакого смысла, в ней нет упоминаний о достоинствах продукта (реклама кока-колы) и о том может ли он быть полезен.
В США во время предвыборной компании повсеместно весели плакаты с лозунгом «Yes, we can!». Можем что? Как оказалось мы (американцы) можем продержать еще пару лет войска в Ираке, увеличить воинский контингент в Афганистане и печатать тонны денег.
Главное в данном методе постоянное упоминание одной неприложной мысли, которой вы должны следовать. Необходимо всегда остерегаться подобного рода продуктов и идей, которые насильно «впаривают» отделы пропаганды и пиар-компании.
Создание лжесобытий, мистификация
Есть событие, есть слух – есть средство для донесения для масс нужного суждения. Главная мистификация 20 века – НЛО. До сих пор неизвестно что за летательные объекты иногда появляются в небе.
Один из главных методов который используется в информационной войне. Геноцид мирного населения, использование запрещенных вооружений и т.д, все подобные заявления всегда используются одной из сторон в деле доказательств кто прав, а кто виноват в разразившемся военном конфликте.
Данным методом часто пользуется «желтая» пресса, создавая целые статьи о звёздах с домыслами по поводу «внебрачных» детей, любовниц и т.д.
Где лгут сейчас
На выборах. В политических дебатах о насущных темах. Власти крупнейших стран мира, а также государств активно вовлеченных в мировую геополитику. В сюжетах о горячих точках, очень сложно найти истину в конфликтах подобно палестино-израильскому. Когда говорят, что замена формата публикуемых отчетов об экономическом положении в стране никак не связана с плохой статистикой.
Однажды в Владимира Путина спросили – «Что вы считаете своим главным недостатком?», и он ответил – «Доверчивый».
С этим читают так же: