Интеллектуальный капитал в бизнесе – эффективная концепция менеджмента
Интеллектуальный капитал – концепция менеджмента, привлекшая большое внимание во второй половине 1990-х. Ее основополагающая идея: в организации существуют ценности, которые невозможно выразить с помощью традиционных мер. Совокупность таких ценностей была названа интеллектуальным капиталом и, вместе с остаточной стоимостью основного капитала организации составила ее общую ценность. Синонимами интеллектуального капитала являются невидимая стоимость, «мягкие» ценности, скрытые активы и т.д. Система сбалансированных показателей является инструментом контроля и измерения как остаточной стоимости основного капитала, так и интеллектуального капитала.
Лидером в формализации и запуске этой концепции стала Skandia AFS под управлением Лейфа Эдвинссона. Skandia разделила свой интеллектуальный капитал на две категории: человеческий капитал (ценность всех тех, кто уходит домой в 17.00) и структурный капитал (ценность всего того, что остается после того, как человеческий капитал ушел домой). Другими словами, человеческий капитал объединяет компетенции и навыки сотрудников, а также их отношения.
Структурный капитал состоит из организационных процессов,торговой марки, патентов, корпоративной культуры, отношений с потребителями и т. д. Структурный капитал Skandia в свою очередь разделила на потребительский (ценность отношений с потребителями) и организационный. Организационный капитал был разделен на инновации (способность организации к модернизации и обновлению) и капитал процессов (ценность внутренней эффективности).
За анализ интеллектуального капитала Skandia, приведенный выше, Лейф Эдвинссон в 1998 году получил награду «Мозг года».
Интеллектуальный капитал
Пять направлений, вытекающих из приведенного анализа, формируют основу для бизнес-навигатора, разработанного Skandia варианта сбалансированной системы показателей. Концепция интеллектуального капитала и система сбалансированных показателей тесно связаны. Интеллектуальный капитал описывает, что является важным,а система сбалансированных показателей – это инструмент, помогающий измерить и развивать то, что является важным «как».
Один из положительных аспектов концепции интеллектуального капитала заключался в том, что был предложен понятийный аппарат, необходимый для обсуждения невидимых ценностей. Как и в случае с системой сбалансированных показателей, она дает классификацию вопросов, не связанных с финансами, но важных для контроля организации и работы по ее развитию. В то же время обе модели помогли многим компаниям и их руководителям понять, как формируется ценность их организации.
Критика, направленная на концепцию интеллектуального капитала, в основном была двух типов:
1. Связь с рыночной стоимостью
Концепция была предложена в тот момент, когда многие компании, продающие товары для туризма и другие продукты, испытывали инфляцию своей рыночной стоимости. Интеллектуальный капитал использовался, чтобы объяснить, что именно инвесторы и перекупщики видели в компании из того, что не было отражено в бухгалтерском балансе. В это время часто использовалась следующая формула:
Рыночная стоимость = интеллектуальный капитал + остаточная стоимость основного капитала
Это соотношение не смогло предложить готовое объяснение, в особенности, когда рынок акций постепенно пошел вниз. Вся суть рыночной психологии и спекулятивной экономики была полностью проигнорирована. Когда пузырь высоких технологий лопнул, обоснование, которое многие использовали для внедрения и продажи концепции, развалилось.
2. А что собственно нового?
Инновационная ценность концепции также вызывала сомнения. Как и многие другие модные концепции менеджмента, она была сильно переоценена. Многие утверждали, что уже давно осознавали значимость отношений с потребителями, развития сотрудников, эффективности процессов, инноваций и т.д. и работали над этим. Термин «интеллектуальный капитал» у некоторых людей вызывал ассоциации скорей с интеллектуалами, т. е. людьми с высоким IQ, чем с человеческим и структурным капиталом компании.
С этим читают так же: