Видение и его важная роль в стратегии, определяющей определяет будущий успех бизнеса




Видение и его важная роль в стратегии, определяющей определяет будущий успех бизнеса.

Видение в значении «что-то увиденное во сне или в мечте» – это термин, который используется дли описании состоянии компании и относительно далеком и желанном будущем. Спортивный психолог Вилли Райло определяет видение как «ментальную картину желательной ситуации, преодолевающую преграды». Главное здесь – «преодолевающая преграды». Самый важный аспект видения – это вызов комфортному настоящему и призыв к действию и к переменам.

Видение играет важную роль в стратегии, поскольку определяет будущий успех бизнеса. Видение должно:

1. служить отражением долгосрочных устремлений организации
2. устанавливать уровень амбиций для работы со стратегией.

Если видение компании предусматривает план, согласно которому в течение пяти лет она должна пройти путь от игрока локального уровня до ведущей международной компании, то для осуществления этого потребуются соответствующие решения, действия и инвестиции сегодня. Бели же вместо этого в видении зафиксирована цель достичь технического превосходства в определенной области, необходимые решения и действия будут, естественно, другими.

Существуют два основных тина видения. Первый характерен для провидцев пли предпринимателей, которые имеют четкие убеждения относительно того, каким путем должен развиваться их бизнес.

Таковы Ингвар Кампрад (IКЕА), Эрлинг Перссон (Н&М) и Ларе Магнус Эрикссои (Ericsson).
Другой тип видения, значительно более распространенный, скорее развивается, чем возникает внезапно: группа руководителей прокладывают свой путь к долгосрочной цели, основанной на состоянии компании, на тенденциях в бизнес-среде и на интуиции. Такое видение в большей степени формирует стратегические способности группы, нежели четкую предпринимательскую уверенность.

Можно оспорить все вышесказанное и заявить, что только видение первого типа является непосредственно видением, в то время как второй тип – «долгосрочной перспективой» или «желаемой позицией в будущем». Однако опыт подсказывает, что такое разделение скорее способно ввести в заблуждение, чем быть полезным. На практике видение часто представляет собой комбинацию этих двух основных типов. Известно, что интуиция – это существенный элемент в создании видения. Таким образом, важно иметь в компании людей, обладающих интуицией и способных творчески мыслить. Полезно даже пригласить человека со стороны, который, задавая вопросы и мотивируя, бросит вызов создавшимся в данном бизнесе установкам.

Часто приход вдохновения провоцируется консультантом, представителем торговой организации, исследователем, полным новых идей в какой-то конкретной области, или образцом для подражания из другой отрасли. При работе с видением, помимо правильного человека, важно иметь правильную документацию.

— Ожидания владельца бизнеса или ожидания кого-то, находящегося на более высоком уровне в этой организации, должны быть ясны. Реализация видения должна приводить к удовлетворению ожиданий владельца, так что проведение встречи с советом директоров компании для обсуждения видения – это хорошая идея,

— Концепция бизнеса (или концепция действий для некоммерческой среды) сформирует рамки этого процесса, хотя существует вероятность того, что видение бросит им вызов.

— Бизнес-среда с ее тенденциями и развитием, либо в форме анализа, либо через привлечение людей с необходимым уровнем знаний. Бизнес-видение должно существовать в гармонии с предполагаемым развитием отрасли или бизнес-среды в целом.
— Существующие на данный момент сильные и слабые стороны

организации, в частности сильные и слабые стороны ее сотрудников и потребителей. Если видение указывает направление, позволяющее использовать сильные стороны компании и в то же время четко управлять наиболее слабыми сторонами, это идет на благо организации. Важно, чтобы персоналу, работающему с видением, были созданы условия, не отвлекающие его от этого процесса. Если учитывать это, то время, потраченное на создание видения, будет потрачено с пользой.

Известны примеры видения бизнеса, которое становилось мощным орудием мотивации и способствовало прогрессу. Есть также и примеры неправильного использования видения.

К концу 1990-х годов видение особенно часто использовалось для коммуникации с акционерами вместо того, чтобы мотивировать сотрудников. Видение («мы хотим») часто путали с прогнозами («мы считаем»), внося, таким образом, свою лепту в создание пресловутого образа лопнущего мыльного пузыря.

К формированию видения не стоит подходить излишне формально. В одной организации менеджмент получил меморандум, в котором видение было описано примерно так:

«Видения по отделам должны быть переданы в центральный офис не позднее 24 апреля, чтобы их включили в весеннюю конференцию по планированию, которая состоится 4 мая».

Некоторые концепции видения справедливо рассматриваются как слишком общие и преувеличенные. На ум приходят шуточки на тему «больше всех, лучше всех, краше всех», которые применимы к любой компании. Для этого есть два основания: 1) видение может быть создано для того, чтобы соответствовать каким-либо требованиям, поступающим от главы отдела планирования или от владельцев, вместо того, чтобы являться путеводной звездой для развития коммерческой структуры в целом; 2) как это видение преподносится.
Стоит понаблюдать за руководством компании, которое как раз проходит этап создания видения. Уточняются разные аспекты бизнеса, анализируются тенденции, разрабатываются сценарии.

Для руководства, которое рассматривает этот процесс как интеллектуальное путешествие, видение может иметь большое значение. Однако когда после завершения процесса видение преподносится персоналу компании, который в этом путешествии участия не принимал, есть риск, что видение покажется путаным и лишенным смысла. Желательно найти видение, которое можно описать кратко и но существу, хотя опасно не объяснять его полное содержание или рассуждения, лежащие в его основе.

При работе с видением есть необходимость посмотреть вдаль и вверх и оставить в стороне насущные, ежедневные проблемы. Думать на пять-десять лет вперед непросто, когда постоянно подходят клиенты со своими запросами, а сотрудники стучат в дверь.

Так же как и в работе над стратегией, задача по формированию видения должна выполняться с дополнительной энергией и одновременно с текущей работой. Образец для подражания может оказаться очень полезным инструментом для повышения уровня амбиций.
Предположим, вы – прыгун в высоту и полагаете, что лучший результат, которого вы смогли бы добиться в течение пяти лет, – это 2,41 м. И тут вы видите парня, который прыгает 2,45.

Вероятнее всего, вы повысите намеченную вами планку. Если этот парень прыгает 2,45, ваша преодолевающая преграды ментальная картинка желательного будущего может выглядеть как прыжок на 2,5 м! Примерно та же идея работает и в бизнесе.

Некоторые компании основывают свои концепции видения на конкуренции с образцами для подражания:

— производство велосипедов Nike (Giro Sport Design, 1986)
— за 20 лет получить то же признание, которое сейчас есть у Hewlett Packard (Watkins-Johnson, 1996)
— Harvard на западе (Stanford University, 1940-e).



Найти похожие статьи по фразам:  Видение его важная роль стратегии определяющей определяет будущий успех бизнеса





С этим читают так же:

You can leave a response, or trackback from your own site.

Написать комментарий